Из рабочего общежития петербургские реставраторы возрождают Фёдоровскую церковь лавры

09.03.2016, 15:44

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Уже к лету прихожанам Александро-Невской лавры предстанет во всем величии отреставрированные помещения храма. Образы евангелистов проступили сквозь краску, когда было освобождено подкупольное пространство.

Фёдоровская церковь Александро-Невской лавры готовится принять прихожан. Двухэтажную постройку заложил по собственному проекту в 1745 году архитектор Пьетро Антонио Трезини. Спустя 25 лет верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата Александра Невского.

Закрыли Николо-Фёдоровскую церковь в 1931 году. В здании разместились рабочее общежитие и исследовательский институт «Прометей». Лишь в конце 90-х церковь вернули лавре, и только сейчас завершается реставрация.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко одной из первых увидела обновленные своды храма.

Иконы для царских врат обновленной Фёдоровской церкви уже написаны, но монтаж иконостаса еще впереди. Можно внимательно рассмотреть запрестольный образ — Тайную вечерю. Лики нескольких апостолов будто подернуты акварельной дымкой. Именно их удалось воссоздать по небольшим уцелевшим фрагментам. В 30-е, когда храм переоборудовали под рабочее общежитие, балки перекрытий установили не вдоль, а поперек расписанной стены.

Алексей Одинцов, помощник по реставрации наместника Александро-Невской лавры: «Их аккуратненько завели в гнезда в те места, где были лики апостолов. Было ли это абсолютно техническим решением или в этом был да еще какой-то иконоборческий подтекст, сказать сложно. Но в любом случае от апостолов у нас остались только носы и уши».

Невредимым тогда остался лишь Иуда. И это не единственный удивительный факт, обнаруженный реставраторами. Например, барабан купола уцелел в первозданном виде — так как был перекрыт стеклянным колпаком еще до масштабной реставрации в конце XIX века.

А когда современные мастера освободили подкупольное пространство — то ли от перемены температурного режима, то ли благодаря чуду, сквозь толстые слои масляной краски на «парусах» проступили образы евангелистов.

Все картины на втором уровне выполнены на основе рисунков знаменитого немецкого художника Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Восстановить их было куда проще, чем воспроизвести исторический карниз.

Алексей Одинцов, помощник по реставрации наместника Александро-Невской лавры: «Мы нашли одну-единственную фотографию 1891 года. Это вид иконостаса. На нем в профиль можно было высчитать обломы и рисунок карниза. Одновременно с этим мы смогли высчитать величину выноса капителя».

Трехмерный пазл реставраторам помогли собрать и обломки капители, найденные под настеленными в советские времена досками этажом ниже.

Два века назад первый этаж церкви превратили в усыпальницу представителей грузинской царской фамилии. Одно из самых знаменитых надгробий — сына последнего царя Кахетии Георгия XII. Теймураз Багратиони — выдающийся ученый, владелец одной из лучших в Петербурге библиотек. Именно он первым перевел на грузинский язык стихи Пушкина.

Старинные могильные плиты сейчас ждут бережных рук реставраторов, но через несколько месяцев явно окажутся в центре внимания экскурсоводов. Если работы в Росторгуевской пристройке — парадном входе в церковь — продолжатся в прежнем ритме, обновленный храм откроет свои двери прихожанам уже в июне.

Читайте также