История для кино

10.05.2009, 11:45

Видео программы «Сегодня»

На Кубани произошла история, подобная тем, что после Второй мировой стали основой для многих кинофильмов о судьбе фашистких узников.

На Кубани произошла история, подобная тем, что после Второй мировой стали основой для многих кинофильмов о судьбе фашистких узников. Она началась в 43-м, когда нацисты проводили на юге СССР массовые этнические чистки. Тогда были уничтожены десятки тысяч человек.

Корреспондент НТВ Сергей Пикулин — о судьбе женщины, которой выпал невероятный шанс выжить — один из 87.

Борщ-кисляк, голубцы — на столе Нины Гемусовой только кубанские блюда. Готовить ее учила приемная мать, потомственная казачка. О том, что Нину Григорьевну на самом деле зовут Расна и она единственная выжившая из 87 расстрелянных в 43-м году евреев, женщина узнала, когда у самой уже было двое детей.

Расна Виксир в фашистских списках значилась убитой, а в свидетельстве рождения тогда еще маленькой Нины в графе родителей были записаны казаки. Только перед смертью приемная мать, Нина Григорьевна, призналась, что спасла девочку и подменила ее документы.

Нина Гемусова: «Она: мне надо что-то тебе сказать, принеси мне икону. Я принесла. Она перекрестилась и говорит: я перед тобой ни в чем не виновата. Я старалась тебя не обидеть, не оскорбить, я тебя защищала».

В 1941 году в небольшую кубанскую станицу Новоминская пришли два эшелона с беженцами из Украины, большинство из них — евреи. Казаки переселенцев приняли, разместили в свободных домах. В 42-м фашисты оккупировали село, расстреляли всех партизан — это более 20 человек из числа местных жителей и близлежащих сел. Потом начали составлять списки евреев.

Николай Беспалый, ветеран Великой Отечественной войны, житель станицы Новоминская: «Один дедушка-предатель в полицаи записался к немцам и про всех рассказал им. Евреев собрали и говорят: приходите со всеми вещами, со всеми там драгоценностями. Будем перевозить».

Сначала всех согнали в старую конюшню. Несколько дней людей держали без еды, воды и в холоде. Стояли январские морозы, а конюшня не отапливалась. Рано утром все еврейские семьи — женщин, детей, стариков — погрузили в подводы и отправили на окраину поселка. Каждую телегу сопровождал автоматчик.

Люди знали, что их везут на расстрел. Поэтому одна из женщин, на руках у которой был 10-месячный ребенок, обмотала маленькую девочку тряпками и незаметно от полицейских кинула ребенка в сугроб. Этим ребенком оказалась Нина Гемусова. Девочка пролежала в снегу около шести часов, пока ее не нашли односельчане. Там же, рядом с младенцем, было и свидетельство о рождении.

Ноха Султханов, краевед: «Они вместе нашли женщину, которая несколько месяцев назад потеряла ребенка. Та хлоркой вытравила ее место рождения, ее фамилию и написала свою».

Ноха Султханов — директор местного музея. Много лет он воссоздавал историю станицы, в том числе и военную картину тех лет. Говорит, таким же способом, как и Нину Григорьевну, женщины пытались спасти еще двух младенцев, но малышей нашли немцы и казнили.

По словам очевидцев, уже на следующий день после первых расстрелов фашисты привязывали детей к родителям, чтобы те не смогли их спасти. Всего в 65 населенных пунктах на территории Краснодарского края погибло около 27 тысяч евреев. В станице Новоминской на месте казни спустя годы появился памятник. Теперь каждый год Нина Гемусова приносит сюда цветы.

Читайте также