Почерковеды и филологи Северной столицы с трудом расшифровали автограф Петра I

25.01.2016, 18:00

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В День ручного письма корреспондент НТВ выясняла, кому и зачем стоит внимательно относиться к собственному почерку даже в век компьютерных технологий.

В минувшие выходные отметили День ручного письма, или, проще говоря, день почерка. Учрежден он с одной целью — напомнить об уникальности каждого человека.

Ручной письменный труд стремительно исчезает, вытесняемый электронной почтой, СМС, фразами-подсказками и другими способами быстрого уведомления. Между тем почерк — это описание характера, талантов и скрытого потенциала.

Добывая автографы не одно десятилетие, коллекционер Валерий Лаппалайнен успел заметить неприятную тенденцию. Одни артисты честно соблюдают традицию полного написания имени и фамилии, другие со временем упрощают процедуру. В числе утомленных славой Сергей Безруков и оперная дива Анна Нетребко.

Зато Андрей Константинов, орудуя шариковой ручкой, являет завидное постоянство и подписывая книги, и создавая их.
Андрей Константинов, писатель, директор Агентства журналистских расследований: «Я выродок. Я ни одной строчки не написал ни на компьютере, ни на печатной машинке. Когда я заканчиваю книгу, у меня обычно появляется мозоль на пальце. Я ее потом тереблю всячески».

А его теребят: мол, несовременный и отстал от технического прогресса. Но очередной новой книге, как и прежде, предшествует аккуратная стопка блокнотов формата А4, поражающая отсутствием малейших помарок.

Андрей Константинов, писатель, директор Агентства журналистских расследований: «Я считаю, что наша цивилизация вообще создана людьми, которые писали рукой. И рукописная строчка — это вообще совершенно другое движение. Одно дело, когда ты ведешь строчку по бумаге, вырисовываешь буквы. И совсем другая мелкая моторика, когда ты в кнопочки тычешь пальцем».

В Пушкинском доме сохранились хрестоматийный «Русский язык», написанный рукой смертельно больного Тургенева, и заметка Достоевского прямо на почтовом конверте. Имеется просторный и уверенный почерк Блока и пушкинская крылатая завитушка в альбоме. Кто знает, не зашифрован ли загадочный нрав Петербурга в почерке его основателя.

Александр Дубровский, хранитель Пушкинского фонда: «Почерк Петра I ужасный. Когда рассматривают его автограф, его письмо, то прочитать практически никто не может. Я с первого раза смог прочесть два слова. Пётр, например».

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко
в городе Петра I, Пушкина и Фёдора Достоевского нашла тех, кто до сих пор пишет исключительно рукой.

Читайте также