Коллеги Германа Лупекина вспомнили творческого гения ЛенТВ

22.01.2016, 14:35

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге простились с Германом Лупекиным. Патриарх Ленинградского телевидения и ровесник революции полвека отдал детской редакции. Он создавал программы «Ребятам о зверятах» и «Большой фестиваль».

Творчество патриарха телевидения знали все дети бывшего СССР. 37 лет он был бессменным режиссером телепередачи «Ребятам о зверятах». Первые выпуски, которой шли вживую, прямо с привезенными в первую студию Ленинградского телевидения зверями.

Герман Лупекин, режиссер, актер, сценарист: «Записи тогда никакой не было. Все действие можно было фиксировать только с экрана кинескопа, снимая на кинопленку. Это дорогое удовольствие».

На кинопленку в 60-х с кинескопа фиксировали и телеспектакли. Герман Петрович и сам их ставил, и с удовольствием играл самых необычных персонажей у коллег. Кино тоже не обошло своим вниманием Лупекина, одаренного комедийным актерским талантом. В фильме «Снежная королева» его экранной жизни — секунды, но незадачливый разбойник на велосипеде получился сродни чаплиновским персонажам.

Лупекин родился в 1919-м, еще до появления звука в кино. Это поколение поголовно ушло на фронт, и зрителями первых перевоплощений будущего актера и режиссера стали сослуживцы, из которых он даже организовал концертную бригаду. Под Лугой Герман был ранен и уже в госпитале собрал джаз-бэнд. Закончить театральный институт, в который поступил еще до войны, ему удалось только в 48-м.

У него были серьезные роли и такие партнеры как Даль и Высоцкий в фильме «Плохой хороший человек». Но внутреннее чувство юмора и комедийный дар, конечно, перевешивали все.

Сцена с пропавшим топором палача из «Трех толстяков» как будто немного про него. Герман Лупекин часто рассказывал о ситуациях, в которые он попадал.

Татьяна Орлова, режиссер, редактор: «Сюда на съемки принесли огромного, роскошного филина, которого усадили на бутафорский пенек из папье-маше и прикрутили. И вот Герман Петрович с его бешеным темпераментом носится по студии, кричит, шумит. Тем временем филин молча смотрит, сопровождает его философским взглядом. Потом, когда у птицы чуть ли не открутилась голова, филин взлетел вместе с этим пнем».

Вся съемочная группа закрывала головы руками от хищной птицы. Еще один эпизод был уже со слоном. Режиссеру не хватило дублей, а слону — кусочков хлеба.

Герман Лупекин, режиссер, актер, сценарист: «Слон этот хлеб не берет. Он опускает хобот вниз, всасывает пыль в себя, выдувает пыль изо рта, распрыскивая эту грязь прямо на нас».

На самом деле такие истории были все-таки исключением из правил. Режиссер словно обладал магическим воздействием не только на капризных зверят, но и на ребят. Этих самых сложных представителей телеаудитории Лупекин учил проявлять чуткость к нашим братьям меньшим.

Владимир Гречишкин, телеоператор, режиссер: «Герман Петрович мог создавать не просто передачу, а особую атмосферу тепла, любви не только к животным, но и к людям».

Он был, действительно, необычайно добрым человеком, прожившим свой непростой, но явно удивительный век.

Читайте также