В Казани школьникам предложили окунуться в мир секса, насилия и наркотиков

22.01.2016, 14:31

Видео программы «ЧП»

Профпригодность казанских учителей оценят в прокуратуре. Сотрудники надзорного ведомства намерены проверить домашнее задание, которое педагоги дали ученикам на новогодние каникулы. Речь о книге, где с использованием ненормативной лексики подробно описаны сцены насилия и прием наркотиков. Произведение анонимного автора «Дневник Алисы» было издано в США.

Лидия Сафина стала первой, кто забил тревогу, узнав о том, какие книги учителя предлагают прочесть семиклассникам. О весьма странном домашнем задании ей рассказал сын. Дневник анонимной 15-летней наркоманки с подробными описаниями того, как нужно употреблять запрещенные вещества и какие после этого бывают ощущения, женщина сначала просмотрела сама, после чего запретила ребенку даже упоминать об этой книге.

Лидия Сафина, мать ученика школы №39 г. Казани: «Низкопробная, посредственная страшилка. Прочитав эту книгу, не захочется жить. Захочется либо колоться, либо нюхать или курить, либо сдохнуть».

Как выяснил корреспондент Динар Усманов, прочесть скандальное произведение, изданное еще в начале 70-х годов в США, детям задали на новогодние каникулы. Преподаватель литературы казанской школы, видимо, хотела блеснуть широтой взглядов и в качестве факультатива рекомендовала подросткам погрузиться в мир насилия, наркотиков и секса. С точки зрения изучения психологии переходного возраста или медицины произведение еще вполне ничего, но художественной ценности, говорят филологи, «Дневник Алисы» не представляет вовсе.

Резеда Мухаметшина, заведующая отделением русской и зарубежной филологии Казанского федерального университета: «Когда мы говорим об уроках литературы, мы прежде всего преследуем цель формирования активного читателя, читателя творческого, который способен получить от художественного произведения эстетическое наслаждение. В перечне произведений, которые рекомендованы для изучения, в том числе школьниками среднего и старшего звена, этого произведения нет».

С этим отчасти согласны и психологи. Вместо Марка Твена и Джека Лондона, которыми многие в каникулы зачитывались, предлагать депрессивные и склоняющие к самоубийству книги — это по меньшей мере странно, тем более в таком еще нежном возрасте.

Камиль Насибуллов, преподаватель кафедры психологии Казанского федерального университета: «Это такой возраст поиска, а на уроке литературы в седьмом классе предлагается некий негативный сценарий переживаний, чувств, приема наркотиков. Ребенок может прочитать и подумать: а что, это интересный опыт, а давай я попробую. Зачем это нужно давать в таком возрасте? Неподготовленному читателю это давать вообще не нужно».

Вряд ли учитель литературы имеет представление о том, что американская книга о жизни 15-летней наркоманки частично под запретом и на родине авторов, в США. В некоторых штатах ее еще после выхода в свет в 70-х принудительно изъяли из библиотек. Впрочем, руководство казанской школы в том что произошло не видят ничего крамольного.

Эльмира Веселова, заместитель директора средней школы №39 г. Казани: «Школьникам это интересно, мы это должны изучать вместе с ними».

Почему книга вдруг появилась в России, да еще в рекомендациях к факультативному чтению, будут выяснять и педагоги, и, конечно, стражи порядка. Родители уже учеников написали сразу несколько жалоб в правоохранительные органы.

Читайте также