Элитный дом в петербургских Коломягах оказался вне закона

13.01.2016, 13:11

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Микрорайон «Никитинская усадьба» в Петербурге может лишиться еще одного дома на Тбилисской улице.

Впервые о том, что дома в престижном Приморском районе Северной столицы построены незаконно, владельцы элитных квадратных метров узнали в 2013 году. С тех пор люди непрерывно судятся с намерением добиться статуса потерпевших. Между тем по 14 объектам уже принято решение о сносе. Теперь список может пополниться еще одним адресом — Тбилисская улица, 32.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Вероятность лишиться жилья на улице Тбилисской за свой счет собственники квартир называют абсурдом и готовятся обжаловать вынесенное районным судом решение в вышестоящей инстанции. Все они не верят, что власти и подведомственные службы не знали о том, что их дом строится без разрешения, и настаивают: сроки исковой давности прошли.

Варвара Королёва, собственник квартиры в доме 32 по ул. Тбилисской: «В 2010 году одна из жительниц обратилась к губернатору Петербурга с просьбой разобраться. С этого момента город узнал о том, что нарушаются градостроительные нормы и правила. И в этот момент город должен был обратиться в суд о сносе данного дома и признании его самовольным. Но этим правом власти не воспользовались, а обратились в суд лишь в 2014 году».

То, что собственность на квартиры в этом доме некоторые регистрировали по суду, наоборот, вселяло приобретателям уверенность. Но получив право на одном процессе, на другом это право по сути потеряли.

Жильцов поддержала прокуратура, выступившая против столь жестких мер. Известно, что вице-губернатор Албин также озадачен поиском алгоритма, по которому люди с детьми не окажутся на улице. И одним из доводов в пользу квартирантов может стать безопасность их жилища, доказанная назначенной экспертизой.

Андрей Усов, собственник квартиры в доме 32 по ул. Тбилисской: «Это качественно построенный дом из кирпича. Экспертиза подтвердила, что дом возведен с соблюдением всех строительных норм и правил, с соблюдением требований безопасности».

Госстройнадзор, основывает свои аргументы на проверке, проводимой сразу после заявления районных властей. У застройщика не было разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию. А с появлением новых правил и законов здание нарушило еще и высотный регламент.

На судьбу нелегализованных домов в Коломягах отчасти повлияла и усадьба Орловых-Денисовых. Изрядно обветшавший памятник архитектуры, можно сказать, установил вокруг охранную зону, которая не допускает появления в ней зданий выше десяти метров. Произошло это в 2009 году, когда вступил в силу соответствующий закон.

Жители написали в комитет по охране памятников письмо рассмотреть возможность внести корректировки в документацию. Ждут ответа. Это один из вариантов узаконить постройку. Другой — все-таки выдать застройщику разрешение. Но пока это кажется маловероятным, хоть Госстройнадзор и готов на компромисс.

Арсений Волков, советник начальника службы Госстройнадзора по Санкт-Петербургу: «Мы не преследуем цель снести все незаконные объекты. Задача службы — вернуть объекты в рамки градостроительного законодательства. Как отметил Верховный суд на своем пленуме, отсутствие самого разрешения это не есть основание для сноса».

Сам застройщик, точнее глава холдинга, признающий, что строили незаконно и в свое время не смогли узаконить объект, предлагает амнистию. Под которую компания не попала в 2013 году из-за того, что оказалась в черном списке. А происходящее называет показательной поркой в объявленной глобальной войне самострою.

Михаил Голубев
, руководитель группы компаний «Северо-Западная строительная корпорация»: «Бей своих, чтобы чужие боялись. Это очень удобно. Получается, что были поставлены административные барьеры и флажки, и на фоне „Никитинской усадьбе“ отчитываются о борьбе с самовольным строительством».

В этой сложной истории самостроя, действительно, невероятной кажется перспектива сноса зданий с собственниками еще и за их счет. И люди, конечно, надеются, что возобладает сначала здравый смысл, а уже потом стремление к формальному соблюдению законов.

Читайте также