«Аврора» против корюшки: в Петербурге думают, как углубить для крейсера дно Невы и не навредить рыбе

11.12.2015, 10:04

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Меньше года остается до возвращения «Авроры» на место вечной стоянки. И если крейсер уже отремонтирован, то место его дислокации начнут готовить только с открытием навигации. При этом от дноуглубительных работ может пострадать природа.

«Аврора» может не вернуться на место вечной стоянки в Петербурге к намеченному сроку. Для того чтобы крейсер 16 июня (дата заявлена как окончание ремонтных работ) вновь встал у Петроградской набережной, нужно успеть проложить судну путь в илистой Большой Невке.

Дноуглубительные работы возможно вести только в период навигации. Но открытие реки для судов совпадает с началом нереста. Поэтому Росрыболовство высказалось резко против двухмесячных работ, которые планируют начать 15 апреля.

Корреспондент НТВ Антон Зыков разбирался в ситуации.

Песчаный участок, похожий на пустыню, на самом деле — часть Финского залива у Кронштадта. Биолог Александр Шурухин показывает на снимке со спутника зону распространения мутности в результате дноуглубительных работ. Там сейчас строят новый порт.

У Петроградской набережной, конечно, объемы будут менее впечатляющими, но рыбам и особенно их потомству, уверяет ученый, хватит. Из-за так называемых грунтовых взвесей икринки просто задохнутся.

Александр Шурухин, заведующий лабораторией прогнозирования сырьевой базы ФГБНУ ГОСНИОРХ: «При разработке донных отложений мы знаем, что возникает вторичное загрязнение, которое тоже негативно действует на развитие икры и личинок рыб, в первую очередь, корюшки. В апреле она как раз нерестится».

К тому же, опасаются ученые, могут быть испорчены кормовая база и нерестилище. Ведь та же корюшка или сиг с окунем, словно люди, растут практически в родовых местах.

Конечно, рыбу можно и не тревожить. А проводить работы, например, до нереста. Но в таком случае все в прямом смысле упирается в мосты. Дело в том, что суда со специализированным оборудованием смогут подойти к Петроградской набережной только под разведенными пролетами. А навигация уже закрыта до весны. Правда, Нева явно пока не планирует замерзать.

Однако такие намеки природы вряд ли ускорят процесс очистки дна. Вроде и желающие провести работы есть, но заказчика нет. Сами дноуглубительные процедуры занимают больше месяца. А еще нужно все-таки организовать конкурс, подготовить техническое задание и утвердить его с подрядчиком.

Игорь Курдин, председатель клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ: «Меня поражает, что проведено уже полтора десятка совещаний, на которых присутствовали все заинтересованные лица, в том числе экологи, Росрыболовство, военно-морской флот. Все присутствуют, все друг друга внимательно слушают, но воз и ныне там».

То есть не навредить нересту не получится. Игорь Курдин полагает, что необходимо рассчитать количество потерянной корюшки, после чего возместить ущерб государству. Но сейчас перспективы и у рыбы, и у крейсера одинаково мутные.

Непонятно, каких потерь будет больше — численных или имиджевых. Ведь возвращение боевого корабля в июне 2016-го даже анонсировано на баннере.

Читайте также