После удара в спину России Турцию может ждать судьба Украины

29.11.2015, 20:02

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео проекта Максима Шевченко «Точка»

Россия приняла ответные меры на турецкую атаку против Су-24. Накануне Владимир Путин подписал соответствующий указ. Турция может попрощаться с нашими туристами, мы — с их овощами и вещами. Во что обойдется разрыв отношений Москвы и Анкары?

Историки подсчитали, что с конца XVII века по начало XX Российская и Османская империи воевали 12 раз. В среднем одну войну от другой отделяли всего 19 лет. Борьба шла за выход России к Чёрному морю, за проливы, за права и свободу христиан на османской территории. Многовековую вражду умело разыгрывали в своих целях западные страны. Путину и Эрдогану удалось, наконец, освободиться от наслоений прошлого. Политики часто встречались, начиная с 2003 года, когда Эрдоган пришел к власти. Их встречи отличались дружелюбием и сердечностью. Товарооборот с тех пор вырос в 10 раз. Турки завалили Россию дешевыми добротными товарами, а россиян без виз принимали как самых дорогих гостей на теплых благоустроенных курортах по системе «все включено». Самолет был сбит всего через неделю после саммита «большой двадцатки» в турецком Белеке, где Путин и Эрдоган в очередной раз обменялись крепкими рукопожатиями и добрыми улыбками.

Несмотря на жестокую обиду, нанесенную, казалось бы, другом, российское руководство действует осмотрительно, принимая ответные меры. Дипломатические отношения не прерваны, послы не отозваны, как на том настаивали у нас горячие головы. Все сейчас задаются вопросом: что побудило Эрдогана пойти на этот вероломный шаг? Старейший и опытнейший востоковед Георгий Мирский видит первопричину в личной ненависти Эрдогана к Башару Асаду, мешавшему планам турецкой экспансии в Сирии.

Георгий Мирский: «Понимаете, бывает так, что человек идет на то, чтобы народу стало хуже. Он народу объяснит: да, мы потеряем многое, мы можем потерять туризм российский, мы можем потерять торговлю, газ. Но зато, обращаясь к турецкому народу, он скажет: зато мы спасли нашу честь. С его точки зрения, Путин подложил ему свинью. И в тот момент, когда казалось недолго существовать режиму Башара Асада, Путин его спас… Он знал, что Путин на это отреагирует весьма резко. Может быть, он не знал, что настолько резко. Тут он, я думаю, просчитался».

Действительно, таким же жестким и решительным, как в эти дни, Путин, убежденный в преднамеренном коварстве другой стороны, выглядел, по мнению СМИ, когда в свое время обещал «замочить террористов в сортире». В мире не могли не заметить, что турецкая сторона хочет успокоить и задобрить Москву, но та остается твердой.

Турция буквально озолотилась на российских туристах и «челноках». Четыре с половиной миллиона человек ежегодно отдавали предпочтение турецким пляжам и вкладывали тем самым по десять миллиардов долларов в турецкую экономику, в то время как собственные места отдыха, за исключением олимпийского Сочи, практически не развивались и хирели.

Главная статья товарооборота России и Турции — природный газ. После Германии Турция занимает второе место среди импортеров российского газа. 26–28 миллиардов кубометров в год — это 60 процентов всего турецкого объема газа. Конечно, потеря турецкого рынка означает убытки для «Газпрома». Турции же без российского газа придется совсем туго.

Что будет дальше? Станет ли для нас Турция столь же недружественной страной, как Украина, или все же удастся предотвратить эскалацию конфликта? В России ждут от Турции внятных извинений и компенсации причиненного вреда. Именно от Турции зависит судьба двусторонних отношений. После того, что случилось, какие-то другие инциденты не исключены, считает Путин. И это вызывает крайнюю обеспокоенность. Кто-то может сказать: один ракетный выстрел по самолету. Но нельзя забывать, что Первая мировая война, например, начиналась именно с одиночных выстрелов в Сараево, отмечает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Подробности — в материале программы «Точка».

Новости по теме

Читайте также