Эрдоган использует атаку на российский Су-24 для укрепления личной власти

29.11.2015, 18:59

Видео программы «Акценты недели»

Удар в спину всегда больнее, но именно ему часто предшествуют радушная улыбка и крепкое рукопожатие. Тем не менее он был ожидаем: слишком во многом интересы России и Турции расходятся на Ближнем Востоке.

На саммите G20 в Анталье, прошедшем за несколько дней до атаки турецкой атаки на Су-24, Владимир Путин четко дал понять: спонсоры и партнеры ИГИЛ (организация запрещена в РФ) по нефтяному бизнесу известны.

Ильшат Саетов, директор Российско-турецкого научного центра: «То, что ИГИЛ (организация запрещена в РФ) пользуясь, так сказать, попустительством как минимум властей Турции, через территорию Турции продает свою нефть, — это факт».

Для справки: зять президента Эрдогана возглавляет Министерство энергетики Турции. В собственности одного из сыновей — Биляла — несколько компаний, которые имеют контракты с европейскими перевозчиками на транспортировку нефти в азиатские страны. Тем временем удары российской авиации по нефтяной инфраструктуре и колоннам, транспортирующим черное золото в Турцию, с каждым днем становились все больнее — и для самолюбия, и для кошелька.

По данным бывшего советника по национальной безопасности Ирака ар-Рубаи, объем выручки террористов на черном рынке Турции за последние 8 месяцев составил 800 миллионов долларов. Не прошло и 10 дней после громких заявлений президента России, как маски были окончательно сброшены.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Эрдоган — эмоциональный человек, вне всякого сомнения. Но расчетливый. Он четко все рассчитывает. За три недели до инцидента на авиабазе Инжирлик сели, помимо F-16, штурмовики A-10. Но самое главное — три самолета F-15 новейшей модификации, которые являются истребителями-перехватчиками. Они не работают по земле, они работают против авиации. Что, у „Исламского государства“ есть авиация, что ли? Это было против нас — на всякий случай прикрыть турецкую авиацию».

Но дело не только в деньгах, пусть и огромных. В атаке на российский военный самолет Эрдоган мог увидеть инструмент по укреплению своих позиций внутри страны.

Ильшат Саетов: «Есть такой известный твиттер-феномен, с которого сливается самая разнообразная информация, в том числе инсайдерская — из правительства и так далее. Это серьезный на самом деле аккаунт, который читают почти 2,5 миллиона человек в Турции. И вот, 12 октября этого года написал, что для того, чтобы выиграть выборы Эрдоган, может сбить самолет российский для того, чтобы как-то на патриотических чувствах турок сыграть».

Что может быть лучше для укрепления собственного авторитета внутри страны, чем грозный внешний враг? Геополитические и личные амбиции турецкого правителя простираются туда, где столкнулись интересы Турции и России и где был сбит Су-24. Сирия — традиционный союзник Турции, перестала быть таковым в 2011-м. Равно как и ее президент Башар Асад. А ведь именно он наряду с Россией сейчас на передовой борьбы с ИГИЛ (организация запрещена в РФ).

Семён Багдасаров: «Это человек, который хочет быть великим султаном, с огромными политическими амбициями и жаждой денег. Он поставил перед собой задачу — возрождение Османской империи. Это означает изменение и внешней политики, и внутренней политики».

Возглавляемая Эрдоганом партия справедливости и развития — по своей идеологии близка организации «Братья мусульмане», еще в 2003 году признанной в России запрещенной в силу своей террористической сути. А третья по численности в турецком парламенте — партия националистов, под крылом которой действуют те самые «Серые волки», что расстреливали российских пилотов сбитого Су-24.

Подробности — в репортаже программы «Акценты недели».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также