В Петербурге покажут картины ярчайшего художника Серебряного века

19.11.2015, 12:44

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Полотна Сергея Судейкина оказались в России благодаря танцовщику Михаилу Барышникову, и теперь пять из них станут экспонатами театрального музея.

Одного из ярчайших художников Серебряного века выставляют в Петербурге в рамках фестиваля «Дягилев. P.S.». Известный прежде всего как театральный оформитель Сергей Судейкин эмигрировал в 1917 году. И с тех пор ни в Советском Союзе, ни в современной России он не имел персональных экспозиций. При том что у мастера были успешные выставки в Нью-Йорке, Чикаго и Питсбурге.

Для петербургской премьеры собрали работы из частных коллекций и государственных музеев. Корреспондент НТВ Павел Рыжков увидел их первым.

Имея перед глазами изображение всех собранных на данный момент экспонатов, можно окончательно решить, как будет выглядеть развеска. Подобную технологию Кристина Березовская подсмотрела при подготовке выставок на Западе.

Кристина Березовская, куратор выставки: «Когда-то оказавшись в галереях Нью-Йорка и Лондона, я поняла, что все гениальное самое простое. Нужно вырезать из бумаги те предметы и экспонаты, которые будут на выставке, и миксовать их между собой».

Увидев картины Сергея Судейкина хотя бы раз, уже невозможно их приписать другому автору.

Кристина Березовская, куратор выставки: «Если присматриваться к его работам, то увидишь в них какие-то символы и знаки. При этом живопись выполнена очень энергичным и сильным мазком».

Этим мазком сделаны и тонкие пасторали, и достаточно декоративные натюрморты, в которых автор просто с головой выдает себя как театральный художник. За каждой работой стоит история создания давно забытых постановок. Как, например, в эскизе к одноактному балету 1914 года императорской Мариинки.

Ирина Коган, искусствовед: «Музыка была взята из „Арлезианки“ Бизе, а сам сюжет из немецкого мистического рассказа „Соус из томатов“. Изначально история была мистическая, таинственная и декадентская. Но авторы придали ей жизнерадостности и превратили ее в романтическую».

Жизнерадостности придавал персонаж картины — своего рода Кармен в танце с кастаньетами. Судейкин обладал превосходным вкусом и умением перенести всю тонкость линий из эскиза в готовый костюм. Это качество можно увидеть в работах к постановкам легендарного кабаре «Бродячая собака».

В галерее особо гордятся пятью эскизами. На сегодня они уже являются собственностью театрального музея. Но в свое время они были переданы в дар Михаилом Барышниковым. Сам танцовщик приобретал работы Судейкина на разных аукционах.

Эти картины художник писал в эмиграции. Поначалу Судейкин, как многие прогрессивные личности, принял революцию. Однако потом оказался в Крыму и по сути уехал из страны вместе театром «Летучая мышь». И вот теперь впервые за 98 лет в России состоится первая персональная выставка одного из самых ярких представителей Серебряного века.

Читайте также