Так оживают мультфильмы

13.04.2009, 19:48

Видео программы «Сегодня»

Британцы завершают оцифровку работ Александра Ширяева — балетмейстера Мариинки, друга Мариуса Петипа и знаменитого хореографа.

В эти дни в Бристоле, где располагается одна из знаменитейших анимационных студий мира, спасают первый российский мультфильм. Британцы завершают оцифровку работ Александра Ширяева — балетмейстера Мариинки, друга Мариуса Петипа и знаменитого хореографа.

То, что он еще и основатель отечественной анимации, обнаружилось совсем недавно, когда удалось найти пленку 1906 года. В этом пособии для балерин киноведы не сразу разглядели мультфильм — в первые секунды кажется, что танцуют не марионетки, а настоящие актеры.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко посмотрел.

Дэвид Спрокстон часами фотографирует бумажную ленту. Кадр за кадром. Затем переносит все снимки на компьютер и соединяет их. Так оживают мультфильмы, нарисованные больше ста лет назад балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым.

Дэвид Спрокстон, главный продюсер «Аардман» (Aardman): «Никто даже толком не знает, на какой бумаге он рисовал. Она явно дешевая, но непонятно, где он ее купил, из чего она сделана и так далее».

Это не единственная загадка российского хореографа. Британцы гадают, как рисовал Александр Ширяев. Например, на бумажной ленте мультфильма «Птицы» нет ни одного деления на кадры, но есть виртуозные детали, которые создают ощущение настоящего полета.

Дэвид Спрокстон, главный продюсер «Аардман»: «Это очень точные рисунки, они передают естественные движения. Вроде бы птицы летят хаотично, но при этом друг другу не мешают. Именно так они и ведут себя в стае».

Ширяев нарисовал четыре мультфильма на бумаге и снял больше часа кукольной анимации. На каждой работе — дата и название. Больше века о них никто ничего не знал. Они вместе с камерой лежали в семейном архиве балетмейстера в Санкт-Петербурге, пока их не открыл киновед Виктор Бочаров.

Открытие историческое — Александр Ширяев первым в мире снял кукольный мультфильм, но он никогда не претендовал на лавры первопроходца. Ведь балетмейстер снимал и рисовал в основном для работы, а не для развлечения. То есть для себя и своих студентов. Его многие мультфильмы — это учебные пособия для танцовщиков.

Дэвид Спрокстон, главный продюсер «Аардман»: «Неизвестно, видел ли он этот танец в жизни или просто сам придумал. Но детали, например, как разлетается юбка или движения героев — просто бесподобно точны».

Восстановление работ Ширяева проходит в Бристоле, в студии, создавшей знаменитых «Уоллиса и Громита». В России нет лаборатории, в которой можно реставрировать мультфильмы, снятые на 17,5-миллиметровую камеру. Именно поэтому пленки отправили в Англию.

Съемки одного эпизода в студии «Аардман» с ее огромными возможностями занимают примерно три месяца. Для сравнения: Александр Ширяев снимал свои мультфильмы 100 лет назад за то же самое время, но работал один.

В квартире хореографа даже образовалась дырка от постоянной ходьбы от камеры к мини-сцене. Ведь изменилась лишь техническая часть работы, но не ручная. Движение каждой куклы — это по-прежнему часы кропотливого труда и напряжения.

Питер Лорд, режиссер и продюсер «Аардман»: «Представьте — у него в мультфильмах 12 кукол на сцене. Вау! Я знаю, как это сложно. Это почти клаустрофобия. Когда тебе нужно добраться до одной куклы, не прикасаясь к другой».

Британские мультипликаторы восхищаются Александром Ширяевым. Он уже давно вошел в историю как потрясающий балетмейстер, а теперь еще и как один из отцов-основателей российской анимации.

Читайте также