Путин: они нам завидуют

06.04.2009, 20:40

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Российское правительство в полном составе переехало в Госдуму. Произошло это по историческому поводу…

Сегодня российское правительство в полном составе переехало в Госдуму. Произошло это по историческому поводу: согласно недавним поправкам в Конституцию, премьер впервые отчитывался перед депутатами за работу Кабинета министров в прошлом году.

Жизнь внесла свои коррективы — по сути, отчет превратился еще и в обнародование антикризисной программы правительства. Путин говорил на самые острые темы, иногда очень эмоционально. Премьер также ответил на вопросы депутатов, которые поддержали градус разговора.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев передает с Охотного ряда.

Эффект самого первого отчета премьер-министра в Государственной думе усиливается вниманием общества к антикризисным мерам правительства. В принципе ничто не мешало правительству самому разработать и утвердить антикризисную программу. Но недаром говорится — один ум хорошо, а два лучше. Тем более столько светлых умов в России, и не все они обязательно представлены на верхних этажах власти. Так что можно сказать, что на проблему преодоления кризиса навалились всем миром.

Премьер начал свое выступление с признания, что ситуация в России сейчас нелегкая, в целом она такая же, как и в странах Запада. Премьер, как и полагается по новому закону об отчете правительства, принятому по инициативе президента Медведева в его Послании Федеральному собранию, подвел итоги 2008 года.

Конечно, все понимают, что прошлогодние показатели — это как средняя температура по больнице. С кризисом цифры сильно просели. Но что было бы, войди Россия в кризис до того, как был создан солидный экономический задел? Отказываться от масштабных планов развития руководство страны не намерено.

Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Мы не считаем — и я много раз уже говорил об этом, — что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор — продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики. 2009 год будет для нас очень трудным.

Несколько дней назад в Государственную думу поступил новый вариант бюджета, опубликована правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена наша позиция, наше понимание ответственной и сугубо реалистичной социально-экономической политики. В чем ее смысл? В том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов. В том, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику».

В заслугу себе правительство ставит то, что в начальный период кризиса удалось сохранить банковскую систему, грозившую распасться.

Владимир Путин: «Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на 1 триллион рублей. Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило. Частные банки получили от ЦБ и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить».

По ходу своей речи Путин отвечал на вопросы от думских фракций, поданные заранее в письменном виде. Так, КПРФ спрашивала, почему не замораживаются тарифы естественных монополий.

Владимир Путин: «Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал. Вместе с тем полное замораживание тарифов — это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение».

Путин говорит о беспрецедентном при нем дефиците бюджета — 3 триллиона рублей. Но расходы не сокращаются. И значительная часть средств пойдет на помощь реальному сектору, но не безрассудно.

Владимир Путин: «Конечно, всем нам хочется сделать что-то хорошее, всем хочется быть добрыми и даже добренькими. Но эта в кавычках „доброта“ может обернуться серьезными негативными последствиями. Она противоречит общенациональным интересам.

Поэтому я обязан сказать, что если свертывание или реструктуризация производства неизбежны, то в этом случае помощь должна оказываться не предприятиям, не их собственникам, не владельцам. Тем более, если они вовремя чего-то не сделали или пожадничали реструктурировать свое производство либо провести необходимое технологическое обновление. Помощь в этом случае должна оказываться напрямую гражданам.

Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение их прав в процессе сокращения. Как можно быстрее помочь найти новую работу, повысить квалификацию или получить новую профессию».

Предложение у партии Зюганова — отменить плоскую шкалу налогообложения физических лиц, сейчас она составляет 13%. Путин дает обоснованный отказ.

Владимир Путин: «У нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платой, а разницу получали в конвертах. Между тем, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу, за восемь лет возросли — прощу внимания — в 12 раз! Весь мир нам завидует! Я вам точно говорю. Я знаю, что я говорю!»

Даже в кризис нельзя решать проблемы за счет стариков. Правительство колебалось, признался Путин, по поводу перехода на новую систему пенсионного обеспечения с зачетом советского стажа работы. Сегодня Путин дал зеленый свет этой реформе.

Владимир Путин: «Несмотря ни на какие трудности, реформы пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя. С 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, должны быть дополнительно проиндексированы на 10% и плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного в советское время.

Мы решим с вами проблему более справедливой оценки трудового вклада людей, работавших в советское время. Будет введен единый порядок индексации базовой и страховой части пенсии. В 2010 году среднегодовой размер трудовой вырастет по отношению к 2009-му сразу на 45% в номинальном выражении. Будем бороться и с инфляцией, посмотрим, может быть, еще больше поднимем».

Кроме письменных вопросов каждая фракция задает по три вопроса с места. Вопрос от КПРФ по поводу 500-миллиардной долларовой задолженности компаний и банков перед Западом.

Владимир Путин: «Мы через „Внешэкономбанк“ обеспечили перезакладку активов наших стратегических предприятий. И западных банков — в наш, во „Внешэкономбанк“, чтобы мы с вами не утратили эти стратегические активы. Это не подарок нашим коммерческим структурам. Повторяю еще раз: мы просто забрали эти стратегические активы из западного залога и перевели их во „Внешэкономбанк“. Но если эти компании и их владельцы не смогут рассчитаться с государством, в данном случае с государственным банком, значит, взыскание будет обращено на эти активы».

Реформа армии. Путин поясняет свои слова, что взводный будет получать 50 тысяч рублей.

Владимир Путин: «Те, кто добился хороших показателей в учебе, в боевой подготовке
в соответствующих родах и видах вооруженных сил (это РВСН, войска постоянной готовности, флот, авиация), уже сейчас получают от 34 тысяч плюс свое денежное довольствие. Так что это — если взводный… сколько у нас, тысяч 12 плюс 3–4 тысячи, посчитайте, уже сегодня, и не нужно ничего гадать. Вопрос в том, чтобы распространить это правило до 2012 года на все вооруженные силы. А то, что мы это начали, это уже сейчас происходит».

Ехидный вопрос от ЛДПР — «сколько увольняемых чиновников из правительства будет получать пособия на бирже труда»? Путин ответил, что специалисты такого уровня не пропадут. Всего же за счет сокращения аппарат всех уровней планируется сэкономить 35 миллиардов рублей. Тут пошла в ход тяжелая артиллерия фракции: Кудрин для Зюганова — это как красная тряпка для быка.

Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ: «Зачем он сотни миллиардов долларов закачал в чужие иностранные банки под 2–3 процента?»

Владимир Путин: «Ничего не потеряно. У нас нет потерь, потому что средства были размещены, как это не покажется странно, грамотно. Открою эту вам государственную тайну: из наиболее рискованных инструментов мы в течение последних трех лет последовательно и аккуратно, чтобы не нарушить рынки, наши золотовалютные резервы выводили. Я дал такое указание, еще будучи президентом, три с половиной года тому назад. И потихоньку мы оттуда все забирали. Значит, доходность была не высокой по тем инструментам, где мы остались, но потерь нет».

Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ: «15 авиационных заводов в стране производили полторы тысячи летательных аппаратов. Полторы тысячи! Мы единственные производили на Воронежском заводе 86-й, который 30 лет летал. И ни один самолет с пассажирами не упал! Нет такой авиационной компании. А его сейчас под нож, собственно, отправляют».

Владимир Путин: «Я сам заставляю наших перевозчиков: берите нашу! Они говорят: сам бери. Потому что они неконкурентоспособны на линиях — вот в чем все дело. Мы и в этом году оставили целиком, как и запрашивало Министерство промышленности, 19 миллиардов рублей на авиационную отрасль.

Что касается Ан-148. Насколько я себе представляю, никто не снимает этих планов. То же самое касается Ил-96 и МС-21. Все это остается. И Воронежский завод тоже никто не собирается закрывать. Я таких планов не знаю. Все это будет делаться. Будем поддерживать авиацию».

Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Весь мир уже от монополий устал. Все поняли, что нужен баланс сил, что нельзя. Ведь монополия на власть погубила царя. Его предали все: депутаты, министры, генералы и третье охранное отделение. СССР сдали кто? Депутаты, губернаторы… Все сдали советскую власть».

Владимир Путин: «Можно, конечно, всех разогнать. Можно и правительство разогнать, и Думу разогнать. Вот сказано же было: царь снял с себя ответственность, советское руководство сняло с себя ответственность — и страна дважды развалилась. Правильно. Ни вы и ни мы, исполнительная власть, не имеем права снимать с себя ответственность в трудные времена. Каждый должен пройти свою часть пути».

Противникам проводимых в армии реформ Путин ответил так.

Владимир Путин: «Что касается эффективности и тех, кто проводит эти действия. В середине 90-х годов нашими вооруженными силами — не хочу ни в кого бросать камень сейчас — руководители вполне компетентные люди. Страна захлебнулась в крови на Северном Кавказе. А сейчас у нас и министр обороны был новый, и начальник Генерального штаба новый, да и Верховный главнокомандующий человек новый. И наши вооруженные силы с честью справились с тем вызовом, который получили в августе прошлого года».

Отчет премьер-министра закончен. Пожалуй, впервые находясь в Думе, Путин при выходе останавливается перед телекамерами.

Владимир Путин: «Заложена новая традиция, и считаю, что она очень полезная. Отчет правительства перед парламентом страны — это новый шаг в развитии политической системы России. А сама дискуссия была очень предметной, конструктивной и полезной. Действительно, мы многое учли в антикризисной программе. И после сегодняшней дискуссии еще раз проанализируем предложения фракций и обязательно учтем все то, что достойно внимания, все то, что носит конструктивный характер и все то, что направлено на изменение ситуации к лучшему».

Сегодняшняя дискуссия, несомненно, приведет к новым поправкам в антикризисную программу. 9 апреля, то есть уже через три дня, правительство окончательно утвердит ее. Но как бы ни хороша была антикризисная программа, оценивать будут не ее содержание, а состояние российской экономики.

Читайте также