Помогите вписаться в общество

02.04.2009, 20:37

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Северной столице у малышей трудно вовремя диагностировать аутизм. При этом в мире количество больных выросло в десять раз.

Сегодня Всемирный день распространения информации об аутизме. Таким образом общество пытается лишний раз привлечь внимание к проблеме, которая с каждым годом становится все актуальнее.

Только за последние несколько лет количество аутистов в мире выросло в десять раз. Как отмечают специалисты, если сразу начать правильно заниматься с такими детьми, то увеличивается вероятность успешной их адаптации в обществе. Главное своевременно поставить диагноз. К сожалению, в Петербурге это сделать просто невозможно.

Репортаж корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.

Восьмилетний Игорь в общественный фонд «Отцы и дети» ходит уже два года. Занятия больше напоминают развлечения в детском саду. Только здесь эти игры не ради удовольствия, а ради выживания, выживания в обществе. Игорь — аутист.

Ольга Меньшикова, мама Игоря: «Диагноз нам поставили, к сожалению, очень поздно в пять лет. Если бы это было сделано раньше, мы смогли бы многое откорректировать. Это одна из проблем ранней диагностики. Она очень затруднена».

С этим сталкивается большинство родителей особых детей. Первые признаки аутизма заметны уже в полтора года. Малыш отстраняется, не говорит и отказывается играть со сверстниками.

Складывается впечатление, что ребенок просто ушел в себя. Его внутренний мир ему интереснее, чем окружающий. Врачи в этом случае чаще всего ставят диагноз «задержка в развитии» или «шизофрения».

Ирина Карвасарская, психолог общественного фонда: «Если вы слепого будете учить, и он у вас ничему не научится. Так и получается. Дальше ставится диагноз необучаемый, потому что его учат так, как не должны учить. Тогда ничего не выходит».

Чтобы ребенок-аутист хотя бы как-то вписался в общество, нужна непрерывная цепочка. Самое важное — вовремя поставить диагноз. Для этого необходимы психотерапевты, но узкой специализации.

На мегаполис их всего несколько человек, то есть практически нет. После того, как врачи все-таки определят эмоциональное состояние ребенка, нужны педагоги, которые работают именно с аутистами. Но в Петербурге ни в одном вузе их не готовят.

В итоге получается, что большинству детей просто не везет, и они попадают в коррекционные школы. Хотя многие психологи уверены: аутисты в несколько раз способнее, чем обычные дети. Например, Игорь в свои восемь неплохо говорит по-испански.

Режиссер Любовь Аркус никогда в жизни не думала, что будет снимать фильм про аутистов. Сегодня отснято уже 150 часов документального видео. Ленту она планирует показать на фестивале во Франции. Чтобы локальная проблема приобрела глобальные масштабы.

Любовь Аркус, режиссер: «Вообще-то, их мир — это наш мир. Только подлинный. И эта подлинность в этом нашем мире становится и выглядит как болезнь. Наш социум — это своеобразный тоталитаризм во всем мире. Когда нам кажется, что мы нормальные, а они-то нет».

Первый диагноз ребенку-аутисту был поставлен 63 года назад. За это время медикам удалось понять только одно: это нарушение эмоционального состояния не лечится. Есть только возможность скорректировать поведение особых людей.

Северин Гречаный, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Педиатрической академии: «На первом плане педагогически-коррекционные мероприятия. На втором плане — медикаментозная терапия, которая существенно не решает проблем. Она не признана исправить ребенка. Обычно он таким остается на всю оставшуюся жизнь».

С каждым годом в Петербурге появляется все больше детей с симптомами аутизма. Психологи говорят: это отражение нашей жизни, где много информации, стрессов и напряжения. Взрослые пытаются с этим справиться, а дети от этого спрятаться.

О своих желаниях они говорят редко. Один аутист в своем сочинении написал: «Я не в Арктике родился, а в России. Я хотел бы где-нибудь быть таким, какой я есть».

Читайте также