Реанимация реновации: Смольный и застройщики должны пойти на диалог, чтобы расселить хрущёвки

09.10.2015, 13:00

Видеосюжет: Антон ЗыковДарья Криволапова

В администрации Петербурга констатируют, что программа реновации испытывает серьезные трудности, а проблемы с инвесторами вполне вероятно будут решаться в суде. Что же ждать тем, кто хотел переехать, а таких могло быть 150 тысяч человек, и тем, кто вовсе не желал этого? Подробности — в специальном репортаже НТВ.

Пятиэтажка по адресу улица Полярников, дом 10 возведена в 1955 году. Ее еще называют протохрущёвкой. Первый не только в Ленинграде, но и, как утверждается, в СССР крупнопанельный многоквартирный жилой дом — предтеча первых массовых серий. Получается, из подобных он — самый старый в городе. Но реновация ему не грозит. Как-никак это памятник.

Осмотревшему его в 57-м Хрущёву творение архитектора Васильева и инженера Каплунова не понравилось: высокие потолки, просторные комнаты, кухни, санузлы — одни архитектурные излишества. Миллионы граждан получили квартиры скромнее, зато собственные. Но сегодня безапелляционно устарели.

Согласно подсчетам экспертов, в большей части петербургских хрущёвок проводить капремонт экономически бессмысленно. Реновация должна была осчастливить современным жильем 150 тысяч горожан. Кто-то этому обрадовался, кто-то сразу воспротивился.

Расселение продолжается на 2-й Комсомольской улице. Здесь практически все хрущёвки уже пустые. Но далеко не каждый смотрит на свое старое жилье с ностальгией из окон нового.

Людмила Овчаренко сменила старую четырехкомнатную квартиру на двушку, а метров у нее стало даже больше: 55 вместо 49 плюс бонус от инвестора — 9 квадратов. Говорит, расставаться с родными стенами было сложно, совещалась с соседками. В итоге вместе с ними и переехала. В новой квартире даже непривычная электрическая плита мила.

Людмила Овчаренко: «Вы видите, какая шикарная спальня — большая, просторная, с выходом на балкон. У нас в хрущёвке балконов не было. У меня спальня была 5 квадратных метров».

Ее соседям из дома 41 дополнительные метры не помогут. Здесь в четырехкомнатной квартире живут две семьи. Роман Леванычев с женой и детьми просят для себя трешку, а для бабушки с дедушкой — двушку. Но «СПб Реновация» предлагает им прежние 49 квадратов, но в трехкомнатной квартире.

Роман Леванычев: «Так как у них здесь, в этом квартале, нет однокомнатных квартир, последний раз они предложили двухкомнатную и трехкомнатную. Но мы должны доплатить 4 млн 900 тыс. рублей. Еще и слетаем с очереди».

Роман теперь думает, как без тепла зиму прожить и без крыши над головой не остаться. Таких как он на 2-й Комсомольской улице еще 16 семей, передает корреспондент НТВ Антон Зыков.

Как бы ни относились к программе жильцы хрущёвок, не в ее пользу говорит статистика. К третьему кварталу этого года инвесторы должны были передать городу 4835 квартир, но по факту их чуть больше 100. Это данные жилищного комитета. И на вице-губернатора Игоря Албина они произвели куда большее впечатление, нежели вид с крыши недавно возведенной высотки в одном из кварталов реновации.

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Во-первых, надо совершенно точно уточнять программу. Понимать, что есть продвинутые участки, где наименьшее число проблем. Нам необходимы перспективные участки для создания объектов социальной сферы и организации парковочного пространства. Есть разные варианты уточнения программы реновации, в том числе через судебные решения».

В руководстве двух компаний-инвесторов, которые не побоялись принять участие в сложной коммерчески и социально программе, предлагают свои решения.

Как отмечает корреспондент НТВ Дарья Криволапова, инвесторы как будто по инерции продолжают строить. Правда, находятся в растерянности. Реновация и в безоблачное время не выглядела простым проектом. Но была надежда и поддержка от властей. В самом главном вопросе, где брать пустые пятна под застройку. Компания «СПБ Реновация сегодня не может начать работу в 11 кварталах. Просто потому, что негде построить первый дом.

Игорь Евтушевский, генеральный директор компании „СПб Реновация“»: «Еще в 2009 году, когда программа начиналась, было несколько идей. Одна из них касалась возможности помощи города в виде признания домов аварийными. Тогда на их месте можно было бы начинать стройку. Вторая идея — попытаться какое-то количество земли выкупить. Но, к сожалению, ни тот, ни другой подход не реализовался».

Компания «Воин-В» построила один дом и заканчивает возведение другого. Отказываться на этом этапе от программы и расторгать контракты руководители обеих фирм считают нецелесообразным. И просят чиновников пойти с ними на диалог.

Олег Глущенко, генеральный директор компании «Воин-В»: «Комиссия должна заседать еженедельно. Она должна в оперативном порядке решать все проблемы, которые возникают. А если мы будет только иногда вспоминать и говорить „А кто же там виноват, давайте накажем инвесторов“, так это проще всего».

«СПб Реновация» и «Воин-В» от своих обязательств не отказываются. Они просят власти дать им время и снова подарить надежду.

Сочувствуют инвесторам и многие эксперты. Рентабельность у проекта реновации изначально была невысока, а теперь вообще предательски низкая. К тому же компании нагрузили обязательствами, о которых изначально не было речи. Они должны возводить еще и социальные объекты. Застопорили реализацию скованные зелеными насаждениями маленькие стартовые пятна застройки и несговорчивые жители, констатирует корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Дмитрий Синочкин, шеф-редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга»: «Город сейчас не может отказаться от этой программы. Точнее, может, но мне бы очень не хотелось это увидеть, потому что вопрос „А что тогда с этим делать?“ остается неразрешенным. Город сегодня на все жилищные программы тратит столько, сколько стоит один хрущёвский квартал».

Квартира Ирины Жуковой — в доме постройки начала 60-х. Члены ее семьи долго не бралась за ремонт. Зачем? Переселить их по разным программам обещают уже лет 15. Реновация долго казалась самой реалистичной. Но пока принесла им лишь статус некредитоспособных.

Ирина Жукова, жительница дома №24 по Кубинской улице: «Банки ссуды не дают под наши квартиры, потому что они в программе реновации. Квартиры сейчас дешево стоят. Трудно найти покупателя. Даже уже веры нет, все просто. Веришь уже только в себя».

Для того чтобы узнать, во что верят другие жители квартала на Кубинской, не нужно заглядывать в окна. Достаточно посмотреть на рамы. Новые стеклопакеты — в большинстве квартир. Их обитатели, похоже, не сомневаются: в переживших свой век на десятилетия домах они надолго.

Читайте также