Компромисс сценаристов невозможен

26.03.2009, 20:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Создатели фильмов о детдомовцах не могут поделить авторские права.

В петербургском кинематографе разгорается серьезный скандал. Создатели картины о детдомовцах не могут поделить авторские права. Точнее, одна из сторон утверждает, что фильм по сути украли.

Этим делом уже занялись и прокуратура, и ОБЭП. Конфликты в киносообществе из-за авторских прав проходят достаточно регулярно, Случаются они и в масштабах европейского кинопроизводства. Но петербургский случай усложнило участие в съемках воспитанников из детских домов.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

Прежде чем разбираться в сути конфликта, есть смысл увидеть, из-за чего он разгорелся. Так, в начальных титрах фильма «Остров» автором сценария и продюсером указан Игорь Кораблёв. Сам Игорь Кораблёв утверждает, что в таком виде фильм сохранялся до 2008 года.

А в 2008 совершенно неожиданно появилась картина «Островитяне». Здесь в качестве автора сценария и продюсера значится Кристина Кевиш. А Игорь Кораблёв выступает только как автор идеи.

У Кристины Кевиш на столе лежит прокатное удостоверение фильма «Островитяне». И она говорит, что другого фильма просто нет, как собственно и других титров.

Кристина Кевиш, режиссер: «Кроме как клеветой я не могу это назвать. Все это неправда. Никто не мог похитить материалы. Это практически невозможно».

Игорь Кораблёв, приехав на место съемок, вспоминает, как работали. И рассказывает, что после окончания не принял режиссерскую версию из-за большого количества брака. А сам взялся за монтаж.

Игорь Кораблёв, режиссер: «В конце 2007 года монтаж моей версии был закончен. Именно в этот самый период с киностудии „Ленфильм“, где хранились наши кассеты, режиссер и оператор Мазур их присваивают».

В этой истории помимо конфликта вокруг прав на фильм есть и другая сторона. Это детдом в Невской Дубровке. Здесь до сих пор живут несколько юных актеров, которые хорошо помнят те съемки.

Валера Павлюковский, воспитанник детского дома: «В кино было сниматься хорошо. Кормят хорошо. Все что хочешь, заказываешь и ешь».

За права детей, о которых снято кино, борются обе стороны. Правда, воспитатели сначала этого не заметили.

Татьяна Рудакова, воспитатель детского дома в Невской Дубровке: «О том, что будут платить детям деньги, никакого разговора не было. Ребята ехали туда сниматься просто в фильме».

Позже Кристина Кевиш приезжала сюда с подарками и предлагала заключить контракты с детьми. Игорь Кораблёв собственно и заключил эти самые контракты. Правда, почему-то только в июле 2008 года, то есть спустя полгода даже после окончания работы над своей версией. В детском доме, как выясняется, тоже успели запутаться.

Нона Джгереная, социальный педагог: «Это договоры, которые я подписывала… С кем же…».

Актриса Ирина Демич рассказывает, с каким удовольствием снималась в картине. Она исполнила главную роль, работала бесплатно и считает, что в конфликте виноваты все. Потому что надо уметь договариваться. А Кристине Кевиш стоит признать, что это не ее сценарий.

Ирина Демич, актриса Малого драматического театра — театра Европы: «Сценарий, который написан был Игорем. Кристина сама говорила: „Ой, только не меняй здесь ничего“. И тут вдруг откуда взялось, что Кристина написала сценарий. Мне тоже странно. Но я стараюсь в это не углубляться».

Игорь Кораблёв подал иск в прокуратуру, Кристина Кевиш тоже собирается в суде защищать свои честь и достоинство. Фильм пока что показывают на фестивалях. Дети в детском доме растут, не думая о деньгах. А в бараке, где снимали кино, продолжают жить люди, которые теперь снова оказались далеко от всех страстей большого кинематографа.

Читайте также