Сенсация в мире кино

25.02.2009, 14:43

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В распоряжении петербургского искусствоведа оказались уникальные киноленты 1906 года. Их автор — балетмейстер Мариинского театра, который, как оказалось, первым начал снимать кукольную мультипликацию.

Возможно, у отечественной мультипликации было два отца. Куклы, танцующие балет образца начала прошлого века, обнаружены на пленке 1906 года. Уникальные киноленты оказались в распоряжении петербургского искусствоведа.

И научные сотрудники, и технологи сходятся во мнении: находка сенсационна. Техника совмещения подвижных кукол и неподвижных рисунков гениальна. Но при этом денег на реставрацию пленок и негативов нет.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Когда киновед Виктор Бочаров впервые увидел эти черно-белые кадры, он решил, что на старых кинопленках зафиксированы люди. Только после просмотра на большом экране стало очевидно: это куклы.

Изумлению специалистов и в «Белых Столбах», и в Лондоне, и на кинофестивале немого кино в итальянском Порденоне не было предела. Еще бы: получается, что автор съемок балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев опередил Владислава Старевича — первого в мире мультипликатора-кукольника.

Виктор Бочаров, киновед: «На большом экране, конечно, видны шероховатости, как что крепится, какие-то ниточки. Важно все это исследовать на большом экране».

Когда несколько лет назад были обнаружены кинопленки, Бочаров вообще боялся к ним прикасаться. Но в Красногорске, в киноархиве «Белые Столбы» подтвердили хорошую сохранность уникального материала.

Виктор Бочаров, киновед: «Но самое ценное то, что помимо позитива есть еще и негатив. А негативы же вообще не сохранились от начала эры кино в мире. Просто потому что никто их не хранил. А здесь негатив сохранили. И они сказали, что им можно заработать, сделали увлажнение».

Киноархив балетмейстера, гениального сочинителя характерных танцев Александра Ширяева Бочаров искал несколько лет. На поиски натолкнула служебная записка дирекции Императорских театров с просьбой приобрести кинокамеру. Но просителю отказали.

Ширяев, а это он хотел зафиксировать на кино балет Мариинского театра, начинает работать как кинолюбитель. Кинокамеры профессионального стандарта (35) и любительского (17,5 миллиметра) привезены из-за рубежа после гастролей. Ширяев делает постановочные сцены, применяет даже комбинированные съемки. Так в кадре оживает Пьеро. Ширяев снимает на даче в Сиверской и в своем поместье в Украине. А кукол — в своей петербургской квартире.

Виктор Бочаров разглядел, что в мультипликации использован домашний немецкий театр. Ширяев мечтал о создании кукольного балета. То, что сделал аниматор начала ХХ века, гениально. На пленке с помощью кукол зафиксированы точные движения балетных артистов.

Благодаря мультипликации начала века возможна реставрация классического и жанрового танцев на сцене такими, какими они были. Уже сейчас понятно, что по некоторым позициям современные танцовщики уступают в технике своим предшественникам.

Виктор Бочаров, киновед: «Конечно, эту пленку крутить опасно, как бы она ни сохранилась. Поэтому наш интерес состоял в том, чтобы как можно лучше сделать ее цифровую обработку. Таким образом, с этим материалом можно будет работать. Оригиналы пусть лежат в архиве, в музее, а этот материал должен быть в инструментарии у людей, интересующихся и балетом, и кинематографом, и кукольной мультипликацией».

Проблема реставрация была в том, что наши архивы не работают со стандартом пленки 17,5 миллиметра. Деньги на реставрацию этого негатива выделили итальянцы. Бочарову удалось добиться финансирования фильма о Ширяеве. Сегодня уникальные пленки находятся в Лондоне на новой оцифровке. После возможны новые открытия.

Фильмы Александра Ширяева, найденные несколько лет назад, могут изменить официальную дату рождения российского кино. Съемки сделаны в 1906 году на два года раньше «Понизовой вольницы». Но публичная премьера, которая служит точкой отчета, состоялась почти сто лет спустя.

Читайте также