На фестивале в Венеции «Франкофонию» Сокурова приняли с восторгом

05.09.2015, 10:34

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Российский режиссер Александр Сокуров сделал уверенную заявку на второго в своей жизни «Золотого льва». Премьера его фильма «Франкофония» на Венецианском кинофестивале прошла при аншлаге и была встречена овацией.

Александр Сокуров не хотел участвовать с «Франкофонией» в конкурсе Каннского фестиваля, однако именно там ему обещали мировую премьеру картины. За несколько дней до открытия Канн сообщили, что французский МИД против показа, дескать, русский режиссер неизбежно представит русскую идеологию, в нынешней политической ситуации такой фильм просто неуместен. Теперь лента борется уже за «Золотого льва», а сам Александр Сокуров вышел на красную дорожку Венецианского фестиваля.

«Франкофония» — это художественно-документальное исследование о том, как во время оккупации Парижа фашистами были предприняты меры по спасению культурного наследия Лувра, главного музея Франции. Эта история, которую во Франции знает каждый школьник, и очень личная для каждого француза.

Александр Сокуров, режиссер, народный артист России: «Она вызывает большую тревогу, раздражение и историческую ревность у французов. Я это чувствую, делая картину, потому что миллионы жизней французов удалось сберечь, удалось сберечь культуру, искусство, удалось сберечь ценой морального греха».

«Франкофония» — это в первую очередь о взаимодействии культуры и государства, история о роли творца в истории. Сокуров выступает в фильме как главный рассказчик и задает сам себе множество вопросов. С мастерством документалиста он объединяет здесь Первую и Вторую мировые войны, Лувр и Эрмитаж, Париж и блокадный Ленинград. Без блокады история была бы неполной, говорит Сокуров, и это не упрек европейцам.

Александр Сокуров: «Чудовищная, страшная, абсолютно неосмысленная, а, возможно, и не поддающаяся осмыслению трагедия. Я не могу смириться с этими страшными жертвами, может, поэтому и у меня тяжелое ощущение от жизни в Ленинграде. Я не могу забыть, ни на секунду я не забываю о том, какой ценой этот город дался».

Как передает обозреватель НТВ Вадим Глускер, Сокуров уже снимал Эрмитаж в картине «Русский ковчег», а вот снять историю про эвакуацию ценностей из блокадного Ленинграда не представлялась возможным. Никаких документальных свидетельств, фото- и видеоматериалов не сохранилось. Но дело не в том, Париж это или Петербург, Сокуров никогда не скрывал, что он, оставаясь русским режиссером, все-таки очень западный по менталитету человек.

Александр Сокуров: «Не важно, как ведет себя Европа, признает она нас или нет, любима она нами или нет. Бог с ними, бог им судья. Но я погибну, если меня отделить от культуры мировой или европейской. Невозможно, я погибну просто, я не выживу».

Выживать Сокурову помогают. Ему всегда рады на любом фестивале, к тому же именно здесь, в Венеции, 4 года назад он получил своего «Золотого льва».

Читайте также