Литературно-детективная интрига сохраняется

10.02.2009, 14:30

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На научной конференции, посвященной памяти великого поэта, выступили судебные медики. Пока они не дали ответа на вопрос, кровь ли Пушкина обнаружена на кабинетном диване.

В России — День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля 1837 года после трагической дуэли поэт скончался в Санкт-Петербурге в доме на Мойке, 12.

В 30-е годы прошлого века там был создан музей имени Пушкина, а одним из главных экспонатов стал диван, на котором предположительно умер поэт. Многие годы в научном обществе выражалось сомнение по поводу подлинности этого предмета мебели. И 72 года спустя признали: диван — с большой долей вероятности принадлежал Александру Пушкину. Однако точку в этой истории ставить еще рано.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Это кабинет Пушкина. До сих пор на вопросы посетителей, где именно умер поэт, экскурсоводы отвечали уклончиво. Примерно так: «На этом месте находился диван, на котором, по легенде, скончался Александр Сергеевич». Или же: «Примерно на таком диване и умер Пушкин». Теперь текст экскурсовода станет более конкретным.

Когда в 30-е годы XX века было решено воссоздать кабинет, где скончался Пушкин, стало ясно, что без дивана не обойтись. Ученый секретарь Эрмитажа Марк Философов предложил музею свою музейную реликвию — диван, который, по его словам, достался его предкам от Пушкиных. В музей экспонат приняли с благодарностью, но легенде о его пушкинском происхождении не поверили.

Галина Седова, заведующая мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина: «Все Философовы, которые жили рядом с Пушкиными, в окружении Михайловского, были людьми довольно странными. Тот Дмитрий Николаевич Философов, с которым был знаком Пушкин, слыл эстетом, но помещиком-самодуром. Он забивал насмерть своих крепостных. И представить, что в этот дом Наталья Николаевна выносит диван Пушкина, для нас было очень странно».

Тем не менее подаренный экспонат подозрительно подходил под описание дивана в пушкинском кабинете, данное современниками поэта. Красный сафьян русской выделки, ящики для хранения белья (их делали только в кабинетной мебели). Галина Седова выяснила, что супруга одного из Философовых была родственницей одного из Пушкиных.

Следовательно, диван вполне мог оказаться тем самым. На пушкинском диване должна была остаться кровь. После дуэли его принесли в этот кабинет. Здесь он пролежал все три дня до самой своей смерти. Тяжелая рана сильно кровоточила, но на обивке подаренного музею дивана следов крови не было. Обратились к судмедэкспертам.

Галина Седова, заведующая мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина: «Они не просто медики, они судебные медики. Они знают те места, где еще могут сохраниться какие-то остатки крови, если они здесь были. И даже после того, как диван мыли».

Эксперты не только взяли 27 проб с поверхности дивана, но и провели следственный эксперимент. В Бюро судебно-медицинской экспертизы нашелся врач, ростом, весом и даже внешностью похожий на Пушкина.

Класть его на диван сотрудники музея категорически запретили, поэтому врача положили на пол, обвели фломастером, вырезали силуэт из бумаги и разместили его на диване. В том месте, где предположительно находилась рана, и были обнаружены капли крови, глубоко въевшиеся в сафьян.

Юрий Молин, заместитель начальника Бюоо судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области: «В одной из практически 30 проб открыта кровь человека. Причем кровь человека мужского пола. Причем кровь человека очень большой давности».

Это все, что смогли сказать эксперты. Почти все, кто присутствовал на научной конференции, ждали, что судебные медики скажут: это кровь Пушкина. Но этого не случилось. Экспертиза продолжается.

Сейчас специалисты выделяют ДНК Пушкина из пряди волос поэта, хранящейся в музее. Сравнение этих данных с ДНК крови должно поставить точку в этом интереснейшем деле о пушкинском диване.

Читайте также