Корабелы теряют Петровский док

04.02.2009, 15:10

В ходе распродажи объектов Кронштадтского морского завода, предприятие осталось без одного из уникальных объектов. Гидросистема, придуманная еще Петром I, работает до сих пор.

Судьба Кронштадтского морского завода до сих пор не ясна. Заседание Арбитражного суда по процедуре банкротства, состоявшееся накануне, перенесли на 7 апреля. Между тем старейшее судостроительное предприятие уже лишилось части своего имущества.

Распродажа была устроена, чтобы провести ту самую процедуру банкротства. В частности, завод остался без одного из уникальных объектов — Петровского дока, строительство которого началось по указу Петра I и действовало до наших дней.

Из Кронштадта — репортаж корреспондент НТВ Катерины Правдиной.

Этот котлован с отходящими, как лучи каналами, — центральная площадь петровского дока, где в XVIII веке маневрировали корабли перед заходом в четыре камеры. Тут могли размещаться сразу десять судов — рекордное количество для единомоментного докового ремонта. Но боксы — лишь часть гидротехнического сооружения, протянувшегося по Кронштадту больше чем на два километра.

Сегодня это действительно трудно представить, что такое грандиозное сооружение было построено вручную, при помощи лопат, кирок и ломов. Одновременно в сутки здесь трудились три тысячи человек.

Но еще более удивительно то, что этот док и сейчас рабочий — может принимать суда для ремонта. За исключением трех небольших камер, которые были разрушены во время войны. Сама же система самослива воды, придуманная Петром I, до сих пор исправно действует.

Задумку Петра I начали воплощать в жизнь в 1719 году. Строили с перерывами 17 лет. Зато когда док торжественно открыли, приглашенные европейские корабелы потребовали объяснений, как это работает. Настолько новаторской, и при этом простой была идея сухого дока.

Виталий Пирогов, научный сотрудник музея «Кронштадтская крепость»: «Когда узнали, что док осушается за 24 часа, в это не поверили. На уговоры не поддались, пока не показали. Гораздо меньшие европейские доки на один корабль осушались в течение месяца, а тут для десяти кораблей — за 24 часа».

По каналу корабли заходили в док, шлюзы закрывались и вода самостоятельно стекала через центральный водоотвод дальше по системе. Самую большую камеру, рассчитанную на шесть кораблей, до сих пор может использовать Морской кронштадтский завод.

Пусть док и устарел за свои почти 300 лет, но ботопорт — шлюзовое устройство — и другие механизмы вполне соответствуют современным требованиям починки судов. Схема работы дока и сейчас позволяет экономить на методе быстрого слива воды. Никаких насосов, надо просто открыть заслонки. Правда, суда не встают сюда уже три года: нет заказов.

Алексей Очеретяный, заместитель начальника 2-го цеха Кронштадтского морского завода: «Зимний набор был большой. Здесь стояли в очередь. Даже управление имело список кораблей 1,2,3-й очереди, которые надо было доковать и смотреть, что там с кораблем ниже ватерлинии».

Этот узкий овраг среди деревьев — одно из главных звеньев в цепи технологического процесса. Он только кажется заросшей канавой, не выполняющей никаких функций.

Вырытый ниже уровня камер ручей быстро направляет воду в бассейн, расположенный еще ниже. Оттуда в залив ее откачивает электрический насос. Это одно из немногих относительно современных устройств, внедренных в старую петровскую гидросистему.

Виталий Пирогов, научный сотрудник музея «Кронштадтская крепость»: «Вода откачивалась ручным способом. Стояли ветряки, стояли механические приспособления. Люди и животные крутили. Потом стояла одна из первых в мировой практике крупных паровых промышленных машин».

Док неоднократно пытались модернизировать. Но метод облицовки камер революционных изменений не допустил. Соединенные скобами гранитные блоки не смогли разобрать.

Перемены в конструктивные особенности здесь вносит только природа. Пробиваясь сквозь известняк, кустарник активно разрушает стены каналов и бассейна. Но пока на исправную работу дока это не влияет. Придает только запущенный вид.

Читайте также