Пилот совершил настоящее чудо

16.01.2009, 20:52

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

У Америки и всего мира появился новый герой. 57-летний пилот, бывший военный Чесли Салленбергер буквально за несколько секунд спас полторы сотни жизней и навсегда вписал свое имя в историю авиации. После отказа обоих двигателей Салленбергер посадил большой пассажирский А-320 на воду реки Гудзон.

Сегодня у Америки и всего мира появился новый герой. 57-летний пилот авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз» (US Airways), бывший военный Чесли Салленбергер (Chesley Sullenberger) буквально за несколько секунд спас полторы сотни жизней и навсегда вписал свое имя в историю авиации.

То, что удалось Салленбергеру, звучит почти как фантастика. После отказа обоих двигателей он принял единственно верное решение и посадил большой пассажирский А-320 на воду реки Гудзон фактически посреди Нью-Йорка. Посадил так, что все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кадры с места аварии, благодаря пилоту не ставшей катастрофой, сегодня показывают все мировые телеканалы.

Собкор НТВ в Нью-Йорке Алексей Веселовский восстановил хронологию событий.

Настоящим чудом назвали в Америке спасение пассажиров рейса №1549 авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз», который пилоты посадили в Гудзон. Случай действительно уникальный. Лайнер с неработающими двигателями посадили на воду так, что не погиб ни один человек.

Аэробус А-320 со 150 пассажирами и пятью членами экипажа на борту вылетел из Нью-Йоркского аэропорта Ла Гуардия в Северную Каролину. Он еще набирал высоту и находился над Манхэттеном, когда внезапно врезался в стаю птиц. Оба двигателя самолета в считанные секунды вышли из строя.

Карл Базариан, пассажир самолета: « Когда раздались хлопки, мы подумали, что невозможно, чтобы сразу два двигателя вышли из строя. И мы решили, что разворачиваемся, чтобы вернуться в Ла Гуардию. И тут кто-то произнес: „Господи, этот парень в реку падает!“ И тут же мы начали резко снижаться, пилот сказал: „Приготовьтесь к удару“».

Командир корабля принимает единственно верное решение — садиться на воду. Под аэробусом лентой тянется Гудзон. Самолет теряет скорость, внизу густонаселенные районы, в аэропорт не дотянуть. На любительских фотографиях, сделанных за секунды до падения самолета в воду, видно, что аэробус садится с большим углом атаки. Это значит, летчики сбросили скорость до максимально возможной.

Джефф Колоджей, пассажир: «Было очень страшно. Потом был сильнейший удар, люди в крови. Там, откуда я выбирался, женщина здорово порезала ногу. Все разбили головы, но летчик, конечно, нас спас».

А-320 сел на воду в районе 46-й улицы рядом с паромной переправой, которая связывает Нью-Йорк и штат Нью-Джерси. Неизвестно, намеренно выбрал командир корабля эту точку или нет, но благодаря близости переправы пассажиры в считанные минуты после падения, пока самолет как-то держался на плаву, были спасены. Туристические суда и лодки спасателей окружили аэробус практически моментально.

Помощь пришла так быстро, что некоторые пассажиры вышли буквально сухими из воды. Многие даже не успели замерзнуть, хотя температура в Нью-Йорке была минус шесть градусов, да еще с ветром. Почти у всех небольшие ушибы и ссадины. Несколько переломов. В больницы из 150 пассажиров отправились единицы, и все благодарили пилота за чудесное спасение.

Брэд Вентзелл, пассажир самолет: « Этот летчик, этот человек, ему надо отдать должное. Из-за него у моей дочки по-прежнему будет папа, а у моей жены — муж».

Командира корабля, который спас рейс №1549, зовут Чесли Салленбергер. В прошлом военный летчик, его летный опыт насчитывает 40 лет. 28 из них он работает в компании «Ю-эс Эйрвэйз». И только благодаря ему и целой цепочке уникальных совпадений стало возможным чудо на Гудзоне.

С 1998-го по 2004-й год только в Соединенных Штатах было зафиксировано 56 тысяч случаев столкновений самолета с птицами. На испытаниях двигатели специально забрасывают тушками куриц и уток, и они продолжают работать. Очевидно, что на этот раз аэробус столкнулся с более крупными особями, говорят о стае диких гусей. Причем так же уникально, что птицы вывели из строя сразу два двигателя самолета.

Повезло, что все происходило днем, а погода стояла ясная. Ночью посадить лайнер на воду было бы практически невозможно. И самое главное — работа пилотов, которые подошли к воде с очень малой скоростью и без крена. Только благодаря этому фюзеляж аэробуса не развалился при ударе, и все люди остались живы. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг назвал командира корабля героем.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка. «Я долго говорил с командиром. Он дважды прошел по самолету после того, как все эвакуировались, чтобы лишний раз убедиться в том, что на борту никого не осталось. По-моему, пилот сделал невероятное».

Сейчас Федеральная авиационная комиссия готовит официальный доклад о причинах аварии. Инспекторы осматривают двигатели аэробуса, который после того как его протащило течением несколько миль, привязали тросами к набережной в Нижнем Манхэттене.

Опытные российские пилоты подтверждают — американский летчик действительно проявил чудеса профессионализма. Посадка на воду — крайне сложный маневр, особенно для самолетов, у которых двигатели расположены под крылом.

Игорь Чалик, командир отряда А-320 авиакомпании «Аэрофлот»: «При посадке на воду, если сделать ее неаккуратно, нижние кромки двигателя цепляются за воду первыми, возникает большой пикирующий момент, и самолет может уйти под воду. Задача летчика в этой нестандартной ситуации в том, чтобы погасить скорость до минимальной и сесть сначала на заднюю часть фюзеляжа, а потом медленно опустить нос, компенсируя этот пикирующий момент.

Это очень редкий случай, и за всю историю гражданской авиации могу вспомнить 3–4 случая, когда посадки так производились. Должен быть очень серьезный отказ, чтобы у пилотов не было возможности сесть либо на аэродроме, либо на земле».

Самый известный подобный случай произошел в 68-м в Ленинграде. Тогда у пассажирского Ту-124, летевшего из Таллина, заклинило шасси, а затем и закончилось топливо. Пилотам ничего не оставалось, кроме как посадить лайнер на Неву. Никто не пострадал. Командира экипажа сначала уволили, но потом наградили орденом.

В тот же год подобное случилось и в Америке. Пилот самолёта Ди-си-8 (DC-8) «Японских авиалиний» сбился с курса и успешно сел на водную гладь недалеко от аэропорта Сан-Франциско.

Единственный случай, когда приводнение пассажирского лайнера удалось снять на видео, — это 1996 год, Коморские острова. «Боинг» «Эфиопских авиалиний» был захвачен террористами. Когда в баках кончилось топливо, пилоты попытались посадить самолет на воду. Закончилось это неудачей — погибли 127 человек.

Читайте также