Северная Пальмира простилась с человеком-легендой

04.01.2009, 19:58

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Санкт-Петербурге прошла церемония прощания со старейшим советским разведчиком Анатолием Гуревичем. Он умер в ночь на второе января, на 96-м году жизни.

В Санкт-Петербурге сегодня прощаются со старейшим советским разведчиком Анатолием Гуревичем. Он умер в ночь на второе января, на 96-м году жизни. Гуревич был одним из руководителей легендарной «Красной капеллы», антигитлеровского движения, объединившего разведгруппы нескольких европейских стран. По одной из версий, именно он стал прототипом Штирлица.

Анатолий Гуревич — он же Антонио Гонсалес, он же Винсент Сьерра и агент Кент — пережил немецкий плен, 25 лет советских концлагерей… Но даже рассказав о своей судьбе миру, знаменитый разведчик так и остался загадкой как для коллег, так и для историков. О фактах его биографии спорят до сих пор.

За церемонией прощания с человеком-легендой наблюдал корреспондент НТВ Илья Федосов.

По сравнению с историей жизни Анатолия Гуревича знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны» может показаться затянутой историей со скучным сюжетом. За несколько лет с поддельными документами уроженца Уругвая Гуревичу удалось освоиться в высших кругах окуппированной Бельгии, стать гражданским мужем дочери миллионера-эмигранта.

Он создал свою торговую фирму, занимался снабжением частей Вермахта и на средства от этого содержал свою разведывательную сеть, а также получал необходимую информацию. Когда интенданты заказывали москитные сетки, было понятно, что фашисты готовятся к высадке в Африке. Сам разведчик говорил, что труднее всего ему было стать своим в среде торговцев и банкиров.

Анатолий Гуревич: «Самое главное — это войти в общество, но в этом важно умение одеваться. Меня приглашают на прием и пишут в пригласительном билете: явка по фраке. Значит, надо было фрак иметь. А что такое фрак, я не знал».

Согласно сценарию фильма, знаменитый Штирлиц служил в том самом отделе, который в реальности как раз боролся против Гуревича и его коллег, так называемой «Красной капеллы». Так подчиненные Мюллера называли антифашистские разведгруппы в Западной Европе. На оперативном сленге радистов тогда называли пианистами, и, по словам эсэсовцев, в Европе таких музыкантов на тот момент набралось на целый оркестр, или по-немецки, «капеллу».

За время своей работы Гуревич успел передать в Москву сообщения о готовящемся нападении на СССР и о наступлении под Сталинградом. Но немецкая контрразведка работала качественно. Передатчик запеленговали, почти все разведчики были арестованы, в том числе и Гуревич.

Сергей Полторак, доктор исторических наук, автор книги об Анатолии Гуревиче: «Когда его арестовали, он в гестапо не выдал ни одного из своих товарищей, из тех, кто входил в его резидентуру. А он был резидентом советской военной разведки в Бельгии и во Франции».

Если бы Штирлиц после ареста вернулся из Германии в Москву на самолете, да еще и прихватив с собой одного из заместителей Мюллера, зрители не стали бы досматривать фильм до конца. Они бы посчитали, что автор бессовестно нафантазировал.

Но в биографии Гуревича все случилось именно так — он смог перевербовать начальника зондеркоманды. Правда, после возвращения этого он сразу был осужден за измену Родине и отправлен в советский лагерь. Потом освобожден, потом опять арестован, потом реабилитирован, пробыв в лагерях более 15 лет.

Анатолий Гуревич: «Обиды у меня никогда не было, потому что Сталин через директора Главного разведывательного управления объявил мне благодарность за чрезвычайно важную информацию».

Сам разведчик кино про резидентов не очень любил и часто критиковал кинорежиссеров за то, что их персонажи ведут себя непрофессионально. По его собственным словам, он разрешил опубликовать книгу о себе только для того, чтобы с него было снято обвинение в измене Родине.

Можно предположить, что даже эта, насыщенная яркими событиями биография, далеко не полная. Не зря специалисты говорят: если про человека известно все, то какой же он разведчик.

Читайте также