Пикет за свободу неба

18.12.2008, 20:08

Видео программы «Сегодня»

У здания Росавиации владельцы легкомоторных самолетов призывали чиновников легализовать полеты.

Сегодня здание Росавиации пикетировали полторы сотни пилотов. Владельцы легкомоторных самолетов призывали чиновников «открыть им небо» и легализовать полеты. Сейчас они чаще всего летают незаконно — из-за бюрократической волокиты.

От любителей малой авиации требуют столько же документов и согласований, сколько и от владельцев больших пассажирских лайнеров. Авиаторы называют эти условия невыполнимыми и просят ввести уведомительный порядок.

Готовы ли в Росавиации пойти им навстречу, выяснял корреспондент НТВ Юрий Кучинский.

Перед зданием Росавиации пилоты-частники из разных городов. Так и хочется сказать: слетелись, но увы.

Участник пикета: «Добирался поездом из Воронежа».

Участник пикета: «С удовольствием бы прилетел, но летать, к сожалению, нельзя, поэтому приходится добираться своим ходом»

Для них железный занавес так и не поднялся. Скорее упал и теперь лежит горизонтально — между землей и небом. То есть и летать они умеют, и самолеты официально зарегистрированные есть, а в воздух свободно не поднимешься.

Количество согласований с чиновниками небесной канцелярии, с диспетчерами, с войсками ПВО — это все равно, что рассказывать историю, как Авраам родил Исаака, Исаак — Иакова. А потому и теперь, получив физическую возможность летать, пилоты все так же с тоской смотрят на Запад — там есть еще и право.

Например, Дмитрий Ракитский взял в Германии вертолет напрокат, полетел в Париж и ни у кого разрешения не спрашивал.

Дмитрий Ракитский, шеф-пилот аэроклуба: «Я думаю, никто из чиновников уже не помнит, почему необходимо подавать заявку за 24 часа. Я напомню: нарочный нес телеграмму в центры ПВО. Вот где эти нарочные сегодня?».

От телецентра «Останкино» до маленького аэродрома в Подмосковье на машине добираться 2,5 часа. А если бы съемочная команда НТВ опаздывала бы с сюжетом на эфир, любой из здешних пилотов подкинул бы нас обратно минут за 40. Но только при одном условии: если бы и аэродром, и Москва находились не в России.

Водитель даже поспорил с пилотом Александром Михайловым и никак не мог поверить, что на машине, по дорогам, у нас ближе, чем по воздуху.

«По карте — 180 километров, с зигзагами все 200 будет. А на самолете получается 270 километров», — говорит пилот.

Все потому, что зигзагов у самолета будет больше. Страшное ругательство пилотов из трех букв — МВЛ — местные воздушные линии. Когда-то в советские времена их придумали военные для гражданских летчиков. Видимо, чтобы над секретными объектами не пролетали. И хотя во времена гугловских карт это смешно, норма все еще действует, и самолеты прямо не летают.

Александр Михайлов, частный пилот: «Самолет взлетел в точке А, сел в точке Б? Не тут-то было. Самолет взлетел в точке А, если маршрут по МВЛ составляет около 2–3 часов, то сел он, скорее всего, где-то в точке Я».

Они еще взахлеб рассказывают, что частные летчики — неисчерпаемый резерв американской армии, что там аэродромы люди строят сами и летать на «Сессне» (Cessna) увлекательно, удобно и не многим сложнее, чем водить машину. Но пока не знают ответной реакции — из здания к пикету никто не выходил, хотя, наверное, и догадываются, что ответят.

Александр Нерадько, руководитель Федеральной аэронавигационной службы РФ: «Существующие правила использования воздушного пространства позволяют подать заявку за один час до выполнения полета. Этого вполне достаточно для подготовки самолета и служб управления воздушным движением».

Явное разночтение: пилоты говорят сутки, чиновники — час. И пока вторые будут спорить с первыми, для частной авиации так и будет стоять нелетная погода.

Читайте также