Зов крови

09.12.2008, 20:15

Видео программы «Сегодня»

Телекомпания НТВ начинает показывать серию репортажей о легендарном командарме Великой Отечественной Александре Лизюкове.

Сегодня, когда страна во второй раз отмечает День Героев Отечества, Телекомпания НТВ начинает показывать серию репортажей о легендарном командарме Великой Отечественной Александре Лизюкове.

Жизнь героя Советского Союза, командующего 5-й танковой армией оборвалась 66 лет назад, но как он погиб и где лежат его останки все эти семь десятилетий оставалось тайной.

В июле 1942 года в Воронежской области шла жесточайшая оборонительная операция, продолжавшаяся 27 суток. Войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов с тяжелыми потерями отходили в район Воронежа. 24 июля 5-я танковая армия, возглавляемая Лизюковым, отчаянно контратаковала немцев.

Согласно документам, генерал сам на танке бросился спасать окруженных солдат. В командный пункт он больше не вернулся, нашли только его сгоревший танк. Надежда узнать правду появилась только весной этого года. В окрестностях села Лебяжье поисковики нашли останки, которые с высокой долей вероятности могли принадлежать Лизюкову.

Телекомпания НТВ начала собственное расследование, нашла дальних родственников Лизюкова и убедили их предоставить ДНК для генетической экспертизы. Ее результатов ждали несколько месяцев и теперь готовы рассказать о них публике.

Сегодня — репортаж корреспондента НТВ Айрата Шавалиева из Гомеля, где он встретился с потомком Лизюкова, и из московской лаборатории, где проходили исследования.

Жители Гомеля, вообще-то, народ болезненный — Чернобыль задел здесь каждого. Но этого пациента в клинику сегодня привела не болезнь, а зов крови. Ведь он в Гомеле остался один с такой фамилией — Лизюков

Редко, когда человек, сдающий кровь, так волнуется и так настойчиво предлагает — берите больше, не жалейте.

«Так вы не один палец, вы можете побольше, сколько надо, с запасом», — просит Олег Витальевич.

Олег Витальевич понимает: возможно, капля его крови поможет разгадать главную тайну их семьи и одну из загадок Великой Отечественной.

Медсестра: «Сейчас я нанесу кровь на салфетку и передам ее на экспертизу».

Александр Липецкий, эксперт-криминалист: «На генетическую экспертизу необходимо направить бедренную кость, большую берцовую кость».

Так человеческие останки, предположительно генерала Лизюкова, становятся генетическим материалом. Воронежские поисковики, после 10 лет поисков обнаружившие захоронение, отправляют останки на экспертизу в Москву.

Александр Липецкий, эксперт-криминалист: «Коробка должна быть опечатана, упакована, дабы все знали: здесь лежат останки, представленные на исследования, и нет никаких других».

Снаружи надпись — «Останки н/у», то есть неустановленные. Компьютерное моделирование, косвенные признаки — все совпадает, но нужно дождаться, что скажет медицинская наука.

Михаил Сегодин, руководитель Воронежского поискового объединения «Дон»: «Дело, конечно, за экспертизой. Но существуют очень сильные совпадения, не верить которым у меня смысла нет».

Поезд Воронеж — Москва. И через сутки этот скорбный груз уже в столичной лаборатории.

Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра судебно-медицинской экспертизы, заведующий отделом генетических и экспертных исследований: «Вы знаете, по виду сказать ничего нельзя. Бывает, выглядит гораздо хуже и меньше срок захоронения».

В шкафах этой комнаты до сих пор хранятся ДНК Николая II и царевича Алексея. С останками царской семьи работали именно здесь, лучше лаборатории в России просто нет.

«Захоронение — в яме, в которой было ответвление: в одну часть было положено два человека, в другую — пять», — описывает ситуацию специалист.

Воронежским поисковикам ничего не обещают. Все зависит от того, в какой почве лежали останки и еще от того, насколько близкого родственника генерала Лизюкова удастся найти.

Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра судебно-медицинской экспертизы, заведующий отделом генетических и экспертных исследований: «И чем дальше этот родственник отстоит, тем, естественно, дерево больше ветвится, и существует больше вариантов».

Потомков генерала искали в родном для него Гомеле. Здесь, как и в Воронеже, есть улица, только не Лизюкова, а Лизюковых — в честь трех родных братьев, которые погибли во время войны.

Олег Лизюков, двоюродный племянник А. И. Лизюкова: «Здесь на барельефе — все мои троей дядей».

Но именная улица сплошь из новостроек. Единственное место в Гомеле, где память о Лизюкове не символическая, этот деревенский дом на окраине города.

Иван Афанасьев, двоюродный внук А. И. Лизюкова «Это дом был построен при участии с помощью братьев Лизюковых».

В этом доме после смерти матери выросли братья Лизюковы — в семье своего дяди. Здесь почти все сохранившиеся фотографии: сделавший блестящую карьеру Александр Лизюков на учениях в Шампани; уже генерал Лизюков, командующий 5-й танковой армией (одно из последних фото). И похоронка тоже пришла в этот дом.

Иван Афанасьев, двоюродный внук А. И. Лизюкова: «Извещение о том, что Александр Ильич Лизюков погиб 25 июля 1942 года».

Похоронка-то пришла, а вот похорон не было. Более того, ни о месте гибели, ни о месте захоронения 66 лет не было никакой информации. Военная неразбериха виновата здесь лишь отчасти. Как стало ясно из архивных документов и воспоминаний, у Сталина было подозрение — командующий 5-й танковой генерал Лизюков не погиб в бою, а перебежал к немцам. Поэтому поисками тела никто тогда не занимался.

Иван Афанасьев, двоюродный внук А. И. Лизюкова: «У Сталина было подозрение. И, наверное, это повлияло на установление забыть по горячим следам и место захоронения».

Все последние годы и Иван Афанасьев и Олег Лизюков роются в архивах. Установить обстоятельства гибели знаменитого дяди — вопрос реабилитации семейной чести.

Олег Лизюков, двоюродный племянник А. И. Лизюкова: «Если совпадут данные мои и Александра Ильича Лизюкова, это уже, считай, счастье!»

Это процедура нужна была для того, чтобы определить в прямом смысле кровное родство. Московские эксперты выбрали именно на эту роль именно Олега Витальевича — он двоюродный племянник генерала Лизюкова. Теперь наша задача — доставить образец крови в московскую лабораторию.

Зря беспокоился Олег Витальевич — капли крови московским экспертам для работы достаточно. Потом из нее выделят клетку ДНК. А вот состояние найденных останков специалистов беспокоит.

Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра судебно-медицинской экспертизы, заведующий отделом генетических и экспертных исследований: «Мы лучшего-то и не ожидаем, считаем, что пока подобные исследования пока на грани искусства и науки. Так что будем работать».