На Урале завершился процесс по делу о заражении людей сибирской язвой

06.07.2015, 14:07

Видеосюжет: Ольга Зенкова
Видео программы «Сегодня»

В Екатеринбурге сегодня суд вынес решение по следам громкой и до сих пор, по сути, засекреченной истории. Пенсионерка Раиса Смирнова добивалась от Минобороны компенсации вреда здоровью из-за утечки опасного биоматериала, которая произошла еще в конце 70-х. Тогда десятки, а, по некоторым данным, и сотни человек заразились сибирской язвой.

К судебному процессу Раиса Смирнова готовилась 36 лет, однако решение суд принял без ее участия. В зал заседаний пенсионерка явиться не смогла из-за обострившихся болезней. Одышка, астма, гастрит, сердечная недостаточность — все это, по мнению истицы, последствия сибирской язвы, которой она переболела в 1979 году. За подорванное здоровье женщина требовала компенсацию в размере 6 миллионов рублей, но получила отказ.

Впрочем, на иной исход рассчитывали немногие. Ведь эта часть истории советского Свердловска уже обросла легендами, а все официальные документы, связанные со вспышкой сибирской язвы, до сих пор засекречены.

Эпидемия, вспоминают уральцы, началась в апреле. Пострадавших с высокой температурой, сухим кашлем и посиневшими конечностями свозили в городскую больницу, где выделили отдельный корпус на 500 коек. Но многие болезни, похожей на пневмонию, не пережили. Иван Ритнев погиб одним из первых. Его супруга вспоминает, что похоронить военнослужащего хотели со всеми воинскими почестями, в доме офицера уже заказали зал для прощания, но в последний момент церемонию отменили, похоронили в закрытом гробу, как и всех остальных, погибших от сибирской язвы.

Нина Ритнева: «Гроб был пленкой обит. Там, значит, обрабатывали какой-то жидкостью. Закрывали гробы, выносили уже их закрытыми».

Как передает корреспондент НТВ Ольга Зенкова, только по официальным данным, от сибирской язвы погибли 64 человека, по неофициальным — сотни. Жителям Свердловска внушали, что виной всему зараженный скот. По городу даже расклеивали объявления с призывом не покупать мясо в непроверенных местах. О том же самым гласили заголовки в газетах. Но пострадавшие уверены, что к трагедии причастны микробиологи 19-го военного городка. Из лаборатории, по неподтвержденным данным, вырвалось облако спор и накрыло целый микрорайон.

Александр Коротких служил тогда в КГБ. Он вспоминает, что в заблуждение тогда вводили даже их, сотрудников Комитета госбезопасности отправляли на исследования скотомогильников. Раскапывать не боялись, знали, что мясо тут ни при чем.

Компенсацию за подорванное здоровье Раиса Смирнова рассчитывала получить от военных, но в Министерстве обороны отказались отвечать за советское прошлое ведомства, сослались на истечение сроков давности и попросили суд отклонить иск.

Читайте также