А винт и ныне там

29.10.2008, 20:22

Видео программы «Сегодня»

Несмотря на запуск в серию, новому вертолету Ка-52 еще предстоит с боем отстаивать на рынке вооружений свое право на экспорт.

Сегодня в приморском городе Арсеньев торжественно объявили о запуске в серийное производство вертолета Ка-52. Машина, получившая название «Аллигатор», создана на базе «Черной акулы». Однако в отличие от нее будет не одноместной, а двухместной.

В ближайшие четыре года обещают выпустить от 12 до 30 таких вертолетов, то есть «серийным производством» это можно назвать с некоторой натяжкой. Пока Ка-52 существует в единственном экземпляре. Это при том, что поставить «Аллигатор» на вооружение российских ВВС планировали еще в начале XXI.

Корреспондент НТВ Антон Войцеховский попытался оценить перспективы.

Ка-52 — вертолет с одним из самых удачных названий в новейшей российской истории, «Аллигатор». Даже во внешнем виде его есть что-то хищно-агрессивное. По классификации НАТО, у этой машины другое имя — «Хокум». В переводе означает «обескураживающе неожиданный». По-английски hokum — это ерунда или сценический прием, рассчитанный на создание дешевого драматического эффекта.

Эффектное авиашоу первого серийного Ка-52 должно была сегодня подтвердить обратное. «Аллигатор» отнюдь не новая модель вертолета — его первый полет состоялся более 10 лет назад. Но запуск в серию — событие судьбоносное для КБ имени Камова. Его боевые вертолеты в начале 80-х считались самыми перспективными, в начале 90-х — самыми незаслуженно забытыми. А последние восемь лет их просто не производили.

Юрий Денисенко, генеральный директор авиационной компании «Прогресс»: «Последнюю машину до этого этапа мы передали Министерству обороны в 2000-м году. Эта был Ка-50. Потом был перерыв в производстве вертолетостроительной техники, и то, что сегодня мы запускаем новый вертолет в серию — для нашего коллектива это большое и важное событие».

Прямой потомок другого хищника — «Черной акулы» Ка-50 — «Аллигатор» унаследовал его основные характеристики, достоинства и недостатки. Главное отличие — в количестве пилотов: «Черная акула» — одноместный вертолет, «Аллигатор» — двухместный. В остальном — соосная схема винтов, бронированная кабина и кресла с катапультами, которые полностью идентичны.

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: «Камовский вертолет является абсолютно уникальным и, как это называют на Западе, мечтой инженера. Но наличие эволюционного решения не означает, что он будет хорошо продаваться, что он будет востребован или что он будет хорошо воевать».

И «Черная Акула», и «Аллигатор» должны были стать главными противниками американского ударного вертолета «Апач» (Apache). И они таковыми и стали. Но в конце 80-х — еще на этапе летных испытаний — руководство армии неожиданно переключилось на альтернативную разработку КБ имени Миля — Ми-28. И он стал нашим главным ударным вертолетом.

«Акула» и «Аллигатор», конечно, продолжали летать, но лишь в качестве прототипов на авиашоу, а не боевых машин в воинских частях. Хотя, по словам разработчиков, все это время они оставались потенциально перспективными.

Сравнение «Аллигатора» и его прямого конкурента — вертолета «Апач» — даже сейчас не дает четкой картины их принципиальной разницы. Небольшие отличия только в энерговооруженности, максимальной взлетной массе, практическому потолку и скорости подъема.

Правда, соосная схема «Аллигатора» делает его на удивление маневренным. Но также правда, что в бою эта схема еще никак себя не зарекомендовала. В реальных боевых действиях камовские вертолеты почти не участвовали.

«Аллигатор» немного дороже вертолета «Апач». Кроме того, последний производится уже много лет сотнями экземпляров. А Ка-52 к 2112 году планируется сделать до 30 штук. Так что на рынке вооружений российскому хищнику еще предстоит с боем отстаивать свое право на экспорт.

Читайте также