80 лет на сцене и в погонах

04.10.2008, 19:43

Видео программы «Сегодня»

В Москве отмечают юбилей коллектива, который во всем мире называют «советским эксклюзивом».

В Москве отмечают юбилей коллектива, который во всем мире называют «советским эксклюзивом». Речь об ансамбле имени Александрова. Созданный в 1928 году для популяризации песен о Красной Армии, он быстро завоевал зрительскую любовь, вышел за рамки военной музыки, стал визитной карточкой СССР.

А когда страны с таким названием не стало, то продолжал собирать по всему миру полные залы, пополнив свой репертуар духовными песнопениями и даже эстрадными шлягерами.

Корреспондент НТВ Антон Войцеховский вспомнил историю прославленного коллектива.

На одной из первых записей ансамбля из «Киносборника» (1942) — коллектив, созданный бывшим регентом храма Христа Спасителя Александровым, который очень нравился бывшему ученику духовной семинарии Сталину, поет главную песню той войны, в которой слова — «священная» и «проклятою».

И правы были военные, которые даже в годы Советского Союза говорили, что ансамбль Александрова — это святое.

Елена Ермолина, костюмер Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова: «80 лет ансамблю и 40 лет костюму. Вот в этом костюме работал еще наш балетмейстер Лев Василевич Куликов. Он тоже в этом костюме танцевал».

Придумка Александрова, чтобы на сцене не только пели, но и плясали, — это, как бы сейчас сказали, следование почти западным лекалам: мюзиклов и кабаре. Но тогда модерновая форма глаз не резала. Потому что с идеологией у коллектива было все в порядке. Ведь артисты — при погонах и на службе. А репертуар весь проверенный.

Игорь Раевский, художественный руководитель, главный дирижер Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова: «Мы в основном брали именитых композиторов в этот ансамбль, конечно, и работали с такими маститыми композиторами, как Соловьёв-Седой, Френкель».

В советские годы это было немыслимое сочетание. Ансамбль из самых не выездных, потому что военный, но фактически был самым выездным. И репертуар, который должен навевать только скуку, — песни советских композиторов — был очень даже востребованным на западе. После Ак-47 и танка Т-34 ансамбль Александрова — главное идеологическое оружие. Даже сейчас.

Игорь Раевский, художественный руководитель, главный дирижер Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова: «Ансамбль песни и пляски поет „Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой“ в штаб-квартире НАТО. Это одно из выдающихся достижений ансамбля. Или „Калинка“ в нашем исполнении звучит у Папы Римского. Вот такие у нас были приключения, как у нас говорят, творческие».

Набившая оскомину «Калинка» появилась в зарубежных боевиках, где изображают русских, из-за них. Но это уже не идеология. Это бренд.

Вадим Ананьев, солист Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова: «Вот из концерта в концерт допустим одна и та же „Калинка“, одна и та же „Калинка“. Особенно часто — на гастролях».

Рыночные отношения в сугубо армейский коллектив внесли свою долю абсурда. Сюда еще приходят именно служить. Но при погонах уже только половина коллектива. И в перерывах в исконно офицерскую игру преферанс играют на новые денежные знаки. Но уровень коллектива как качество советского оружия не падает. Это сейчас Николай Басков на сцене — приглашенная звезда, а когда-то его в ансамбль не взяли. Новое время дает новых героев, но старые песни — остаются.

Читайте также