СК: «Протон-М» в 2013-м рухнул из-за установленных вверх ногами датчиков

27.05.2015, 11:40

Видео программы «Сегодня»

Следственный комитет назвал главную версию крушения ракеты-носителя «Протон-М» в июле 2013 года. Ракета должна была доставить на орбиту три аппарата «Глонасс-М», однако сразу после старта отклонилась от траектории, рухнула на землю и взорвалась.

Спустя два года Следственный комитет объявил о завершении расследования. Причиной аварии, которая обошлась в 6 млрд рублей, стала неправильная установка датчиков угловых скоростей. Устройства были установлены вверх ногами — с поворотом на 180 градусов от штатного положения, что исказило систему управления «Протона». Названы и конкретные имена виновников.

Владимир Маркин, Следственный комитет РФ: «По версии следствия, обвиняемые — работники ФГУП „Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева“ электромонтажник Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова в 2011 году занимались установкой на „Протон-М“ датчиков угловых скоростей в канале рыскания».

Всем троим предъявлены обвинения по статье «Нарушение правил безопасности при ведении работ». Кроме того в халатности обвинен начальник 1653-го военного представительства Минобороны РФ Марат Насибулин.

Владимир Маркин: «Гришин, Николаев некачественно выполнили работу, то есть создали условия для аварии. Гудкова и Насибулин фактически являлись конечным звеном в этом процессе и обязаны были устранить эти условия, но ничего не сделали».

Исправить ошибку можно было только на этом этапе работ, которые велись в 2011 году. Последующий контроль уже не мог выявить неисправность.

Есть и еще одна немаловажная проблема. В Следственном комитете отметили: в 2009–2011 годах в центр имени Хруничева набрали много неопытных сотрудников, одновременно на предприятии работает множество людей предпенсионного возраста. Заказы при этом растут, и сотрудники просто не успевают качественно выполнять работу.

Владимир Маркин: «Если смотреть более глубоко на эту проблему, то причиной, способствовавшей аварии, конечно же, является падение авторитета рабочих профессий, который произошел в 90-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также