Сценические вольности Плисецкой балетный мир считал эталоном

03.05.2015, 09:10

Видео программы «Сегодня»

Балетный мир скорбит о кончине великой русской балерины Майи Плисецкой. Российские политики назвали ее уход невосполнимой утратой для отечественной культуры. Телеграммы с соболезнованиями поступают в Большой театр со всего мира.

В детстве Майю Плисецкую звали рыжей вороной, а она превратилась в прекрасного лебедя. Ее руки сравнивали то с жуткими змеями, то с изящными крыльями, а ей было плевать. Она танцевала, потому что умела это лучше всего и всех.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР: «Для меня самое главное не ногу задрать, а быть артисткой, слышать музыку и знать, зачем ты на сцене».

Майя Михайловна родилась в семье врага народа и ненавидела советскую власть. Ее не выпускали за границу, а успех считали актом гражданского неповиновения. КГБ называло ее английской шпионкой, а она в страстном прыжке всегда была выше этого, хотя, как и все, боялась за свою жизнь. Но даже танцуя на дне рождения Сталина, она оставалась собой.

Майя Плисецкая: «Я станцевала, поклонилась и ушла, потому что поднять глаза на Сталина я не могла».

Балет всегда был ее стихией, но она всегда хотела большего. В 70-х Плисецкая экспериментировала не только с хореографами, но и с модельерами. В 80-х на показе мод в Париже она стала моделью Пьера Кардена, дизайнера, преданность которому сохранила на всю жизнь и чьему вкусу доверяла безоговорочно.

Майя Плисецкая: «Есть люди на свете, их безумно мало, почти нет, но есть, которых надо слушаться».

Она провела на сцене полвека, но и потом не бросила танцевать. Плисецкая никогда не скрывала, что просто больше ничего не умеет, хотя все остальное давалось ей играючи. Она влюбила в себя Пьера Кардена, Роберта Кеннеди, короля Испании Хуана Карлоса, наконец, главного мужчину в своей жизни — композитора Родиона Щедрина, который дарил ей самое дорогое — свою музыку.

Майя Плисецкая: «Он ведь однажды мне сделал изумительный подарок ко дню рождения. Он мне подарил балет „Дама с собачкой“. Что может быть лучше?»

Она чувствовала музыку как никто другой и любила ее даже больше танца, а еще обожала живопись, скульптуру и черный хлеб с селедкой. Она всегда мучилась от бессонницы и никогда не умела отдыхать. Только в «Лебедином озере» Плисецкая выходила на сцену больше 800 раз. Отведенные назад руки — это ее вольность, но после Плисецкой так начали танцевать во всем мире. Ее Кармен называли проституткой, но лучше до сих пор не станцевал никто.

В России всегда была только одна Майя Плисецкая. К этой фамилии трудно прибавить что-то еще. Рядом с ней все кажется мелким, особенно теперь, когда она ушла и ясно, второй такой уже не будет.

Новости по теме

Читайте также