Кованый мир

08.09.2008, 19:43

Видео программы «Сегодня»

В Иркутске открылся международный фестиваль кузнецов.

Лучшие кузнецы в эти дни собрались на Байкале. В Иркутске открылся международный фестиваль. 45 профессионалов, среди которых и потомки известных кузнечных фамилий, в течение нескольких дней будут показывать искусство ковки, и устраивать мастер-классы для всех желающих.

Репортаж Антона Артемьева специально для НТВ.

Здесь можно наблюдать, как железный паук устремляется за железной мухой. Металлическая корова улыбается металлической рыбке, а жук-дровосек залезает на дерево, с которого вот-вот упадут стальные яблоки. Все тот же мир, только кованый. В работах кузнецов, участвующих в ремесленной ассамблее, даже солнце играет железными лучами.

Кузнец: «У матери могут быть дети нелюбимые? И здесь так же. Во все произведения часть души вложена и труд, соответственно. Ну, как я их выделю?»

Кузнечный ажиотаж на берегу Байкала подогревают 45 мастеров из России, Ближнего и Дальнего зарубежья. Одни за считанные минуты выковывают гвозди и подковы, другие с ювелирной аккуратностью мастерят художественные композиции. В центре ремесленной поляны высится сооружение, которое уже назвали хитом сезона.

Ангарчанин Виктор Сливко вместе с сыновьями несколько месяцев ковал печку и утварь вокруг нее. Есть и самовар, и сапог, которым раздувают самовар, и лопнувший чугунок на трубе. Кузнец, подаривший миру это произведение, — больше чем кузнец.

Виктор Сливко, художник-кузнец: «Послушать себя: что скажет сердце, а потом головушка. И если эти две составных у тебя слагаются и получается хорошее сочетание, тогда и будет все получаться. А когда в голове подсчет своеобразный — а сколько, а как и так далее, и это делается без сердца, оставь, не занимай место».

С началом кузнечного фестиваля, который проходит в архитектурно-этнографическом музее, раздули огонь и на старинной кузнице. Ее буквально по бревнышку перевозили за три сотни километров из отдаленного района Прибайкалья, поскольку она единственная сохранила характерный облик восточносибирской кузни царских времен.

Потомки кузнеца Порфирия Лагерева, построившего эту мастерскую, передали музею очень трогательную историю своего предка.

Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: «В 30-х годах ее национализировали в колхоз, и он подходил к ней, прижимался и так гладил, гладил. И, видать, ему сильно больно было, что это уже не его кузница. И, видите, она дожила до наших времен. 98 лет сейчас ей».

Между тем, на кузнечной поляне даже женщины берутся за молот. Поначалу не у всех получается — кое-где брак, но мастера-кузнецы берутся помочь новичкам.