Этот редкий и блистательный фильм-балет

27.08.2008, 13:52

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В День кино в Петербурге вспоминают о редком жанре кинобалета, который некогда прославил «Ленфильм». Сегодня его снимают все реже, хотя классические постановки пользуются неизменной популярностью у ценителей.

Сегодня в России отмечается День кино. Родоначальниками этого вида искусства считают братьев Люмьер. Их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов.

В нашей стране первый люмьеровский киносеанс состоялся в Петербурге в зале театра «Аквариум». Позже в этом здании стали снимать фильмы-балеты, записи которых до сих пор пользуются спросом у любителей киноискусства.

Подробнее о редком жанре в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Это место, сегодня известное как четвертый павильон «Ленфильма», когда-то было знаменитым театром «Аквариум». Его стены помнят не только варьете, знаменитых итальянских теноров, но и выступление балетных трупп.

Александр Поздняков, киновед: «Балет в „Аквариуме“ безусловно был. Здесь находилась сцена, сейчас здесь строятся декорации. И с тех пор это место унаследовало энергетику великого пластического искусства».

Конечно, в этом четвертом павильоне старейшей киностудии страны фильмы-балеты снимали потому, что он самый большой. Очертания старого театра просматриваются в старинных колоннах. Над ними была большая боковая ложа.

Два искусства почти объединились уже на первом российском кинопоказе в дореволюционном Петербурге. Только тогда танцевал кордебалет, но опереточный.

Александр Поздняков, киновед: «Именно там во время второго акта оперетты „Альфред Паша в Париже“ состоялась премьера „Синематографа“ братьев Люмьер».

Балет стали снимать на «Ленфильме» еще до войны, на первую цветную кинопленку были запечатлены именно классические па. Но с начала 50-х появились фильмы-балеты для большого кинопроката, как, например, «Лебединое озеро» с участием Дудинской. Такое кино делалось для воспитания эстетического вкуса у рабочего класса.

Фильмы-балеты это не просто хорошо известные театральные постановки, перенесенные на кинопленку. Для того, чтобы средствами кинематографа передать классический балет на экране, строили полноценные декорации и роскошные макеты. Один из макетов построили для «Спящей красавицы». Кстати, замок появлялся в фильме-балете всего на несколько секунд.

Балет снимали по нормам большого кино, не более пяти минут за смену. Каждый жест, взгляд премьера или примы брали крупным планом. Так для будущих поколений танец великих Улановой, Чабукиани, Дудинской и многих других остался в вечности.

Были такие танцевальные киноэксперименты как «Чаплиниана» Белинского в 80-х. Эти фильмы-балеты, снятые в Ленинграде, востребованы до сих пор. «Спящую красавицу» уже напечатали на DVD с учетом современных требований.

Дмитрий Габалеев, коммерческий директор магазина видеопродукции: «Этот балет был полностью отреставрирован. Он стал замечательного качества по изображению и звуку. Это такой востребованный продукт».

Сергей Ландо своим фильмом доказывает, что балет на дорогую кинопленку снимать можно и сегодня. Небольшой государственный бюджет позволил режиссеру сделать 30-минутную ленту об Ульяне Лопаткиной, имея исходного материала всего в три раза больше, чем смонтированный вариант. Но главной проблемой для такого кино стали авторские права.

Сергей Ландо, кинодокументалист: «Претензии могут предъявляться не только к телевидению, но и к театру. Например, я снимаю фрагмент балета. В нем используются декорации Вирсаладзе, у которого масса наследников. В любой момент они могут сказать, что хотят свою долю».

Ландо вышел из положения, сняв почти все из-за кулис. Фильм «Ульяна Лопаткина» был напечатан в количестве всего трех копий и отдан в телевизионный прокат.

Стоит напомнить, что в конце 60-х документальная картина о Плисецкой, в которой звезда танцевала «Кармен-сюиту», вышла значительно большим тиражом и поэтому имела ошеломительный успех.

Чтобы снять спектакль на кинопленку, требуется не менее двух недель. Но при нынешней театральной экономике и жестких гастрольных графиках ведущих балетных трупп у режиссеров возникают неизбежные сложности. Проще говоря, создавать такой жанр как фильм-балет в отечественном кино сегодня просто не выгодно.

Читайте также