Последняя картина в деле супругов-антикваров

06.08.2008, 20:43

Видео программы «Сегодня»

Поставлена точка в одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Тверской суд Москвы вынес приговор супругам Преображенским — владельцам галереи «Русская коллекция».

Поставлена точка в одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Тверской суд Москвы вынес приговор супругам Преображенским — владельцам галереи «Русская коллекция».

Скандал грянул три года назад, когда один из клиентов галереи обнаружил, что проданные ему шедевры — подделки, изготовленные на высоком художественном уровне.

За работы передвижника Александра Киселёва выдавали полотна малоизвестных европейских художников. Они оказали дописанные, доработанные, с фальшивой подписью автора, искусственно состаренные.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный узнал, как наказали мошенников.

Супруги Преображенские покидают зал суда в наручниках. Это пока последняя картина в деле о продаже поддельных полотен.

На архивной милицейской съемке видно, как Преображенских впервые задерживают в их квартире. В милицию обратился бизнесмен Валерий Узжин. Он сообщил, что покупал в салоне антикваров полотна нескольких русских художников XIX века, но именно кисть Киселёва вызвала подозрение знакомых.

Узжину сказали, что точно такие же картины продают на аукционах в Европе. Только за гораздо меньшие деньги.

Евгений Мартынов, адвокат Валерия Узжина: «Это было до такой степени шоком для Валерия Алексеевича, что он взял лупу и рассматривал эти каталоги под увеличительным стеклом, в надежде, что ошибся. Вы сами понимаете, пойдя на этот шаг, он прекрасно себе отдавал отчет, что он теряет бешеные деньги».

Бешеные деньги — это около 900 тысяч долларов. Продавцы картин оправдывались: у нас есть заключение экспертизы. Согласно ему этому заключению полотна подлинные.

Татьяна Преображенская, владелец антикварного салона: «Подлинник это или подделка? Ведь решается вопрос о миллионе долларов. Естественно, что эта война на рынке экспертиз стала жесткой, обостренной».

Эти слова Татьяна Преображенская произнесла после того, как ее и мужа спустя год выпустили из изолятора. Она показывала свои фото в наручниках и еще не знала, что вскоре ей предстоит вернуться в СИЗО.

Дело о торговле поддельными полотнами, по мнению многих экспертов, произвело на московском антикварном рынке эффект разорвавшейся бомбы. Многие потенциальные покупатели сразу задумались: а не обманут ли их, за их огромные деньги.

Косвенно задета и репутация экспертов. Ведь все фальшивки имели своеобразный сертификат качества. Положительную характеристику работам якобы Киселёва тогда дали в авторитетном центре имени Грабаря.

Теперь директор центра признает, что это была изощренная подделка, которую даже специалисты не смогли выявить.

Алексей Владимиров, директор Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика И.Э Грабаря: «Мы вляпались, потому что можно догадываться, что нужно не просто проводить экспертизу, но отслеживать все, что продается на аукционах мировых».

Фальшивку выявила другая экспертная компания. Под видом Киселёва выступал датчанин Янус ла Кур. Схема превращения проста: картину покупали в Европе, привозили в Россию, немного дорабатывали, меняли имя автора и продавали в десятки раз дороже.

Денис Лукашин, директор компании «АРТ Консалтинг»: «В двух или трех из них были изменения сюжета, которые были совершенно не логичны. Есть окрашенные какие-то домики, изменены направления дороги».

Сами Преображенские с самого начала отрицали свою причастность к продаже поддельных картин.

Владимир Бушуев, адвокат Татьяны и Игоря Преображенских: «В документации общества „Русская коллекция“ нет никаких данных, указывающих на то, что эти картины были приняты на реализацию, а потом были проданы. То есть все строится в основном на показаниях потерпевшего Узжина и его друзей».

Суд решил, что супруги-антиквары виновны. «Мошенничество в особо крупном размере», «Хищение документов, имеющих особую историческую ценность» и «Уклонение от уплаты налогов». Татьяна и Игорь получили 8 и 9 лет лишения свободы. Они же должны выплатить своему бывшему покупателю Валерию Узжину более 21 миллиона рублей.

Работы малоизвестного художника Киселёва еще никогда не ценились так высоко. Однако осужденные и их адвокаты намерены обжаловать приговор.

Читайте также