С Александром Солженицыным простились без очереди

05.08.2008, 20:59

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Этим вечером гроб с телом Александра Солженицына привезут в Донской монастырь, где всю ночь будет идти заупокойная служба. Мирское же прощание шло весь день. Не сгинув в ГУЛАГе, не дрогнув на воле, не пропав на чужбине, Солженицын уходит победителем с государственными почестями, венками от первых лиц и почетным караулом у гроба.

Этим вечером гроб с телом Александра Солженицына привезут в Донской монастырь, где всю ночь будет идти заупокойная служба. Мирское же прощание шло весь день. Не сгинув в ГУЛАГе, не дрогнув на воле, не пропав на чужбине, Солженицын уходит победителем с государственными почестями, венками от первых лиц и почетным караулом у гроба.

Все это было в здании Академии наук. Людей пришло много. Даже больше чем можно было ожидать в промозглый дождливый будний день в стороне от метро.

Корреспондент НТВ Роман Соболь наблюдал за происходящим.

Официальная церемония прощания с Александром Исаевичем Солженицыным закончилось, двери в траурный зал Российской академии наук были открыты до 19:00 по московскому времени

Стоит отметить, что ближе к вечеру все больше людей приходило проститься с великим русским писателем. Очередей не было, но людей стало к вечеру приходить больше, потому что в Москве закончился рабочий день, и погода успокоилась.

Церемония закончена, траурная процессия готова к последнему пути. Отсюда до Донского монастыря, где упокоится тело Александра Исаевича, совсем недалеко.

10 утра. Хмурым утром гроб с телом Солженицына вносят в траурный зал Академии наук. До начала официальной церемонии целый час. Еще не выставлен почетный караул, вдова подходит к Александру Исаевичу, гладит, что-то тихо говорит ему.

В 11 маленький зал уж полон. В Москве проливной дождь, наверное, он остановил праздную публику. Так что у этого здания на Ленинском проспекте собрались только истинные почитатели таланта, для которых он значил так много.

Почитатель таланта Александра Солженицына: «Солженицын — это солнце литературы, это человек, который всецело себя отдал литературе и показал всему миру, что делалось и делается в нашей великой стране».

Почитатель таланта Александра Солженицына: «Высочайший пример мужества, стойкости и абсолютной человеческой порядочности».

После полудня подъехал Владимир Путин. Он много общался с великим писателем в последние годы. Путин положил у гроба большой букет красных роз, подошел к родным Александра Исаевича. В зале — вдова, два сына, внук и внучка Солженицына.

После, встречаясь с министром образования Андреем Фурсенко, председатель правительства сказал: «Солженицын всей своей жизнью и работой сделал нашему обществу прививку от тирании любого рода. Его произведения должны быть полнее представлены в российских образовательных программах».

Почитатель таланта Александра Солженицына: «Когда я был мальчишкой, вышла книга „Один день Ивана Денисовича“. Она просто перевернула страну. А об „Архипелаге“ говорили на весь мир».

Последний генеральный секретарь Советского Союза Михаил Горбачев в траурном зале задержался надолго. Бывшие ярые идеологические противники давно помирились. Их рассудило время.

Михаил Горбачёв, в 1990–1991гг. президент СССР: «Он внутренне был свободен. Я просто его глубоко уважаю, хотя мы все время с ним выясняли отношения».

У подножия гроба постамент быстро наполнялся живыми цветами. Охапки букетов заворачивали в черные полотнища и уносили в сторону, освобождая место для новых цветов.

Почитатель таланта Александра Солженицына: «Прощание с Александром Исаевичем оказалось тихим. Это очень хорошо, потому что есть возможность постоять, подумать, помолиться».

Официальная церемония заканчивается. Проститься с Солженицыным приезжали Евгений Примаков, полномочный представитель президента по правам человека Владимир Лукин, Сергей Капица и еще несколько именитых академиков, политики

Так получилось, что в эти дни основные силы российской творческой интеллигенции оказались вдали от Москвы. Возможно, они успеют приехать завтра на похороны. Однако Александр Исаевич не был сторонником пышных церемоний, ни торжественно-поздравительных, ни траурных прощальных.

Читайте также