Питер Гринуэй тряхнул новизной

25.06.2008, 21:12

Видео программы «Сегодня»

На Московском международном кинофестивале минувшей ночью солировал человек, объявивший, что не верит в кино.

На Московском международном кинофестивале минувшей ночью солировал Питер Гринуэй — человек, объявивший, что не верит в кино и считает фестивали пустой тратой времени.

Чтобы подтвердить свой тезис, почетный гость устроил сеанс «ви-джеинга», аудиовизуальной инсталляции, построенной на импровизации. Именно это, уверен Гринуэй, скоро придет на смену кинематографу.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов наблюдал за перфомансом.

Он утверждает, что кино умерло. И на Московский кинофестиваль Питер Гринуэй приехал не как режиссер, а как медиахудожник.

Смысл представленного им перфоманса в том, что Питер Гринуэй показывает некую абсолютную противоположность классическому кинематографу. Предполагается, что экраны как бы окружают зрителей со всех сторон, и люди могут спокойно ходить по залу, пить пиво или даже танцевать, если позволяет музыка.

Но поскольку в бывший фабричный цех набилось несколько тысяч человек, получилось, что опять все стояли на одном месте и смотрели в одном направлении. Гринуэй попросил пришедших хотя бы попытаться представить себя, как это все должно выглядеть.

Питер Гринуэй, режиссер: «Новые технологии дают нам свободу манипулировать экраном. Именно экраном, а не кино, потому что я уверен: кино умерло, оно исчерпало свой потенциал. Все хитрости и приемы кинематографа мы уже увидели. Нам остается только придумывать что-то новое, искать новые средства и инструменты.

Вся история западного искусства, начиная с Ренессанса, строилась именно на том, что художники использовали неожиданные приемы и инструменты. Заниматься современным искусством в XXI веке иначе невозможно».

Перед ним — сенсорный монитор, на котором эпизоды его кинотрилогии «Чемоданы Тульса Люпера». Пальцами руки Гринуэй перемешивает фрагменты, как ему заблагорассудится. Результаты этого виджеинга транслируются на несколько огромных мониторов. А рядом с режиссером настоящий диджей подбирает подходящую музыку.

Серж Додвелл, диджей: «Это очень сложно, потому что я никогда не знаю, что он придумает. Отчасти это импровизация. Из семи часов видео мы делаем часовое представление. Иногда получается супер, иногда менее супер, но всегда интересно. К концу перфоманса мою майку можно выжимать».

Нина Воробьёва, студентка Российского государственного гуманитарного университета: «Я пришла за каким-то откровением, которое мне кажется, у Гринуэя можно получить».

Студентка Нина честно призналась, что пока еще не видела ни одного фильма Гринуэя. И на перфоманс пришла по рекомендации Кирилла Серебренникова. Режиссер советовал студентам сходить и на представление, и на лекцию Гринуэя.

Нина Воробьёва, студентка Российского государственного гуманитарного университета: «Лекция была, можно сказать, несколько пространная. То есть он пытался очень долго объяснить, что сегодня кино не существует в том виде, в котором должно существовать.

Он говорил, что в кино самое важное — это образный ряд, а вместо этого нам предлагают тексты. Ведь вместо этого можно пойти в книжный магазин и купить книжку, чтобы почитать сказку на ночь. Сегодня хотелось бы посмотреть на работу Гринуэя, использует ли он действительно то, о чем говорил вчера весь вечер».

Действительно использовал, и это не было похоже на кино. По крайней мере в одном отдельно взятом режиссере оно и правда умерло.

Читайте также