Оскароносная «Ида» с шумом расколола польское общество и тихо вернулась в местный кинопрокат

01.03.2015, 20:19

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

«Оскар» для «Иды»: почему американские киноакадемики отметили статуэткой ленту, которая расколола Польшу? И кто сыпет соль на незаживающую рану?

Эхо «Оскара» давало о себе знать на минувшей неделе. Одни обсуждали дерзкую выходку ведущего, появившегося перед публикой чуть ли не голышом. Другие судачили насчет безвкусных нарядов знаменитостей, например, Леди Гаги, которой для полноты картины к огромным красным перчаткам разве что швабры не хватало. У нас, понятное дело, сетовали на неудачу в гонке за престижной премией фильма «Левиафан».

А вот в Польше возмущались как раз обратным — победой фильма «Ида» в конкурсе на лучшую иностранную ленту. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг изучил диагноз на месте.

Страна, давшая миру Анджея Вайду и Романа Полански, еще никогда не удостаивалась «Оскара». Но для Польши эта победа стала столь же большой, сколь чужой. Фильм «Ида» в стране с 40-миллионным населением посмотрели всего 100 тысяч человек. И дело не только в том, что кино непростое: слишком многим на родине оно показалось лживым и оскорбительным. В Лос-Анджелесе — триумф, а в Варшаве — бурные споры.

Официально, впрочем, — всенародные торжества. Поздравления от президента и неслыханное внимание прессы. Вот только что ни вопрос к режиссеру, то призыв оправдаться — в очернении родной Польши и фальсификации ее истории.

Шестидесятые. Ида — круглая сирота, не знающая своих предков. Она решается уйти в монастырь, но прежде — нужно получить согласие единственной родственницы. Та впервые расскажет Иде об их общих еврейских корнях. Выясняется, что их семью в холокост истребили не немцы, а поляки, в родном городке. Одним соседям было страшно укрывать евреев, другим — страшно хотелось забрать их жилье.

Такой взгляд на историю, в которой прежде польский народ выставлялся только в качестве жертвы, спровоцировал скандал. Одну лишь мысль о том, что на войне было место не только нацистским зверствам и польским несчастьям, но и польским преступникам, антисемитам и пособникам немцев, правые политики сочли кощунственной.

Павел Павликовски, режиссер: «Меня обвиняли за эти дни в стольких вещах, что я уже не могу это слышать. И не слушаю! Мой фильм не о польской истории и не про ее фальсификацию — в нем речь о конкретных и очень сложных человеческих судьбах».

После громкой победы на «Оскаре» неприметную «Иду» тихо вернули в польский прокат: показывают фильм в двух кинотеатрах Варшавы.

Подробности — в репортаже.

Новости по теме

Читайте также