От губернаторского кресла до автозака: детство, юность и зрелость экстравагантного политика Немцова

28.02.2015, 20:52

Видео программы «Центральное телевидение»

К взглядам Бориса Немцова и к его упертому неприятию нынешней власти разные люди относились по-разному, но никто никогда и не спорил, что он один из самых противоречивых, но ярких политиков. Но только теперь скандалы с телефонными прослушками и дрязги в кругах оппозиции кажутся лишь тем, что мешало рассмотреть этого человека — запоминающегося, экстравагантного и неповторимого.

«В детстве я работал губернатором», — это одна из шуток Бориса Немцова. В 1991 году весьма преуспевающий физик в 32 года стал губернатором Нижегородской области, ходил по рынкам, беседовал с рабочими. Когда через пять лет в регион пошли гробы из Чечни, Немцов за две недели собрал миллион подписей против войны и привез их президенту Ельцину. Ельцин с подписями ознакомился и позвал Немцова в Чечню устанавливать мир. Правда, война тогда не закончилась.

В юности Немцов работал в правительстве вице-премьером. Их с Чубайсом, выступавших пристяжными у премьера Черномырдина, тогда называли младореформаторами.

В 1996 году он лично возвращал едва не уплывшие в Японию Курилы. Президент Ельцин тогда очень уж радушно принял в Красноярске японского премьера Рютара Хасимото и объявил о заключении мирного договора, по которому Курилы отходили в Страну восходящего солнца. Позже Немцов расскажет, что они с Чубайсом на коленях умоляли Ельцина сказать, что его неправильно поняли.

Тогда же Немцов произвел фурор в правительственном аэропорту Внуково. Почтенного Гейдара Алиева он встретил у трапа в ослепительно белых брюках Остапа Бендера. Как выяснилось впоследствии, встречать Алиева должен был Чубайс, а Немцову пришлось готовиться к церемонии в спешке и даже одолжить у одного из охранников блейзер.

1998 год оглушил страну стуком шахтерских касок по мостовым и сковал ее перекрытыми железными дорогами. Отставив белые штаны, Немцов облачился в шахтерское и отправился на передовую голодных протестов. Спустился до самого дна и нашел силы сказать правду. А в Москве просто вышел к сидящим на Горбатом мосту мужикам ночью с бутылкой.

В этот период Немцов популярен. Его одаряют вниманием женщины, он их тоже не обходит. Он — любимое блюдо политической кухни. Оппоненты не скрывают злой зависти, а едкая программа «Куклы» отдает ему самые благодарные роли.

Этот период запомнился инициативой вице-премьера Немцова пересадить чиновников на «Волги», за которой следила вся страна. В итоге с «Мерседеса» на ЗИЛ пересел даже сам Ельцин и ездил так две недели.

У Немцова были все шансы пригреться в высоком кресле, обтереться, договориться или мирно читать лекции. Но зрелость он провел в оппозиции. Вместо кабинета — площадь, вместо микрофона — мегафон, вместо охраны — стражи порядка, а персональное авто — автозак.

А старости у Бориса Немцова уже не будет.

Новости по теме

Читайте также