Валерий Фокин рискнул истолковать самую страшную пьесу Толстого

20.02.2015, 21:05

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене Александринского театра премьера второй редакции спектакля Валерия Фокина по пьесе «Живой труп».

В Александринском театре проходит премьера. Режиссер Валерий Фокин сегодня представляет петербургской публике спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп». Это возвращение на подмостки произведения, поставленного восемь лет назад. Во второй редакции обновленный актерский состав и новое название — «Третий выбор».

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на репетиции.

На сцене Александринки снова построили лестничные марши с действующим лифтом, напоминающие парадные подъезды петербургских исторических домов. Сценография Александра Боровского — признанного театрального оформителя — была создана для спектакля «Живой Труп» восемь лет назад.

Одна из причин появления второй редакции постановки Валерия Фокина по пьесе Толстого — удачное оформление. Было бы обидно, если бы в стилизованных под старину лестничных маршах не разыграли знаменитый сюжет. Но спектакли имеют свойство со временем умирать. Поэтому чтобы вернуть к жизни «Живой труп», режиссер пригласил на главную роль актера из другого театра.

Фёдора Протасова — персонажа, который имитирует собственное убийство, а потом действительно сводит счеты с жизнью, теперь будет исполнять Пётр Семак. Актера додинского МДТ — театра, известного своей камерностью, размах сцены Александринки не смущает.

Помимо родных подмостков Семак играл и на разных европейских площадках. Конечно, каждый зал диктует свой способ существования, тем более когда к магии намоленных подмостков добавляется харизматичность режиссера. Семак был готов к стилю работы Фокина. Это уже не первая совместная постановка. В начале сезона они встретились на «Маскараде».

Пётр Семак, исполнитель роли Фёдора Протасова, народный артист России: «Валерий Владимирович больше идет от формы к содержанию. Лев Абрамович от содержания больше переходит к форме. У них разные пути поиска, но все равно одного итого же — правды жизни, художественной правды. Главное, мы хотим обмануть зрителя. И кто лучше всего умеет обманывать зрителя, тот более успешен в этой профессии.

Возвращение к пьесе „Живой труп“» это еще и пересмотренная режиссером трактовка пьесы Толстого. Тем более что сюжет, взятый из криминальной московской хроники конца XIX века, писатель связал со своим личным отношением к обществу и семье.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, народный артист России: «Дело в том, что Толстой в этой пьесе во многом режиссировал свой уход. Почему против постановки этой пьесы в Московском художественном театре Софья Андреевна категорически протестовала и писала Немировичу-Данченко, протестовала».

На сцене Александринки «Живой труп» появлялся четыре раза. И только сейчас, спустя более 100 лет после первой мейерхольдовской постановки Фокин рискнул поменять название. Для него слова Протасова о трех выборах составляют актуальность постановки сегодня.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, народный артист России: «Есть выбор жить и принимать участие, и плодить всю ложь, в которой мы живем. Второй выбор — это бороться с этой ложью, быть героем. Третий выбор — когда ты не герой, то отойди в сторону. Мы взяли третий выбор, который свойственен Протасову и который сегодня очень важный».

«Третий выбор» Фокина не просто очередные размышления о трагических отношениях человека и жестокой бездуховной реальности. Это пророчество мыслителя Толстого, которое в столь сложное время взялись истолковать со сцены его единомышленники — режиссер и актеры.

Читайте также