Почти настоящий Дали

19.04.2008, 22:37

Видео программы «Сегодня»

В областном музее Воронежа должна была открыться выставка Сальвадора Дали, но хозяин коллекции потребовал дополнительных гарантий безопасности.

В областном музее Воронежа должна была открыться выставка Сальвадора Дали. Но в последний момент хозяин коллекции (бизнесмен Александр Шадрин) потребовал дополнительных гарантий безопасности. Он перенес открытие на 22 апреля.

Шадрин уверяет, что все экспонаты — подлинные. Он оценивает свое собрание в миллион евро. Воронежцев эта цифра поражает, а музейщиков настораживает: не мало ли за подлинного Дали?

Корреспондент НТВ Ольга Чернова выяснила, что бизнесмен говорит правду. Но художественная ценность коллекции неочевидна. Ведь это не картины Дали (они бы стоили десятки миллионов), а литографии и скульптуры, подлинники которых существуют в большом количестве.

Бизнесмен Александр Шадрин никому не доверяет разгружать и распаковывать ценный груз. Говорит, что 8 лет охотился за этими произведениями искусства. В ящиках полсотни шедевров Сальвадора Дали — графика и скульптура. Предприниматель утверждает, что у него крупнейшая в мире частная коллекция работ великого сюрреалиста.

Александр Шадрин, владелец коллекции: «Публика в России за 2 года, как она завезена была, не видела эту коллекцию».

Свое богатство бизнесмен готов продемонстрировать другим за 200 рублей. Такова цена билета на выставку.

Александр Шадрин, владелец коллекции: «Дали — это единственный, кто более-менее позволяет заработать деньги».

Коллекционер рассказывает, что ранее эти работы были собственностью Сальвадора Дали и выставлялись по всему миру. После смерти художника они хранились в европейском фонде «Мир Дали», с которым после многолетних переговоров и была совершена крупная сделка.

Один миллион евро. Культурных ценностей такого масштаба в Воронеж еще не привозили. По словам коллекционера, графические работы отобраны до определенного периода, чтобы гарантировать, что их действительно касалась рука Сальвадора Дали.

Для коллекции приобретались преимущественно работы с маркировкой ЕА — экземпляр автора. Литографию «Женщины-цветы» Дали создал в 1970 году. Говорил, что в этих образах вся святость и сексуальность женщин.

Александр Шадрин, владелец коллекции: «Вот скульптура „Дон Кихот сидящий“. Это одна из последних работ. Это можно понято по пластике. У него руки уже плохо работали».

Местные искусствоведы и поклонники сюрреализма не могут поверить, что подлинного Дали решились везти по российским далям.

Посетительница музея: «Наверняка прибудут хорошие электронные копии, потому что транспортировка такого рода картин, хранение, обеспечение безопасности в Воронеже для них проблематично».

Владимир Добромиров, директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н Крамского: «Эта выставка доставлялась в тайне. Никто не был оповещен о том, что она должна прибыть, когда она должна прибыть, откуда».

Александр Шадрин, владелец коллекции: «Все говорят, что этого не может быть, а я второй раз не показываю».

Выставка должна была открыться в Воронеже сегодня. Но владелец коллекции поставил жесткие условия: усилить в музее охрану, установить новые стенды и витрины сигнализации. Опыт показывает, что каждый так и норовит прикоснуться к шедевру.

«Девственница и единорог», «Женщина в огне» — одни из самых знаменитых скульптур Дали. Но в европейском фонде «Мир Дали» раскрыли тайну этих работ. Это не единичные экземпляры.

Сертифицированных копий, сделанных по этому уникальному образцу великого мастера, в мире 350 штук. Поэтому они не столь ценны, как живописные полотна Дали, оценивающиеся в несколько миллионов долларов. Эти скульптуры были отлиты уже после смерти художника, но юридически считаются авторскими экземплярами.

Алекс Доппиа, директор музея «L’Espace Dali»: «Есть макет, скульптура, которую создал Дали. С него и делается копия. Мы имеем права на их создание. Господин Шадрин купил одну из лимитированных копий „Женщина в огне“, которая имеет номер в каталоге, и сертификат с печатями и подписями производителя».

Путешествие шедевров Дали (или их полуподлинников) по городам России уже расписано на 4 года вперед. Маршрут в целях безопасности экспонатов держится в секрете. В провинциальных музеях, чтобы заполучить эту выставку, готовы выполнить все условия владельца коллекции. Ведь говорят, что это невероятно, что фантастические работы Дали (пусть даже сотые по счету копии) впервые доберутся до российской глубинки.