Глубина покорилась россиянке

17.04.2008, 21:22

Видео программы «Сегодня»

32-летняя россиянка стала первой женщиной, нырнувшей на глубину 180 метров к затонувшему кораблю.

Сегодня друзья, сочувствующие и даже вполне посторонние, поздравляли Оксану Истратову с двойным дайв-рекордом. 32-летняя россиянка стала первой женщиной, нырнувшей на глубину 180 метров к затонувшему кораблю. Есть такая дайверская (по-простому, водолазная) дисциплина. В этот раз ныряли к кораблю, лежащему неподалеку от Шарм-эш-Шейха.

Чтобы лицезреть судно «Иоланда» в течение 10 минут, Оксана провела под водой 5 часов. Почти все это время ушло на подъем: всплывать с такой глубины быстрее — это верная смерть. Истратовой ассистировала целая команда технической поддержки, отвечавшая за бесперебойную подачу баллонов с газом.

Репортаж корреспондента НТВ Владислава Сорокина.

В первый же день своего недельного морского путешествия они встретили стаю дельфинов. Хороший знак, теперь точно все получится, подумала команда. Дайверы, как и другие экстремалы, к удаче относятся так же трепетно, как уровню дыхательной смеси в баллонах, тем более когда то, что ты задумал, не удавалось почти никому.

Оксана Истратова, дайвер: «Степень везения — она очень велика, потому что никто не исследовал так тщательно и досконально, что происходит с человеческим организмом после подобных погружений».

Местные жители то место, где затонул корабль «Иоланда», называют «Долиной унитазов». В свой последний рейс судно вышло под завязку загруженное сантехникой. На Оксану и ее напарника Файсела работало сразу шесть человек. Марио отвечал за снаряжение. Вот он проверяет скутеры — подводные буксировщики, с ними нырять легче.

Остальные помощники — ученики Истратовой из России. В Москве у Оксаны свой дайв-клуб. Их задача сопровождать ныряльщиков, следить за их состоянием и менять баллоны со смесью — на такой глубине воздухом дышать нельзя, поэтому в резервуары закачивают кислород, азот и гелий.

Им пристегнули еще по четыре дополнительных баллона. Теперь все готово. Скутеры быстро увели их на глубину. Ниже, еще ниже, вот прошли отметку в 60 метров. Теперь, если что случится, надежда только на свои силы. Команда поддержки опуститься ниже не сможет. И вот он — новый рекорд. На дне они помахали рукой мурене — и обратно. Но это была самая легкая часть.

Если на заданную глубину дайверы опустились всего за десять минут, еще столько же исследовали то, что осталось от «Иоланды», то путь обратно занял четыре с половиной часа. Концентрация азота в организме человека с каждой минутой, проведенной на глубине, увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому и понадобилось столько времени на декомпрессию.

До отметки «36 метров» Оксана и Файсел поднимались больше часа. Остановка — восемь минут. Следующие 30 метров вверх с еще одной остановкой они плыли два с половиной часа. И потом на глубине всего 6 метров (это правило даже не безопасности, а выживания при таких погружениях) им пришлось провести целых 90 минут.

Чтобы как-то скрасить ожидание на последней отметке Оксане в пакете с пресной водой доставили фрукты и журнал. Она еще пыталась улыбаться, хотя в этот момент ее ногу постепенно сводило судорогой. Потом на яхту Оксану заносили на руках.

Оксана Истратова, дайвер: «Ощущения совершенного чего-то героически у меня нет никакого. Для меня было сложно только в самом конце, когда ты устаешь уже от этого тупого висения на 6-метровой остановке в течение полутора часов».

Ее напарник Файсел, как признался после, прежде чем нырять рекорд в следующий раз, еще серьезно подумает.

Файсел Халаф, инструктор по дайвингу: «Мне не нужно что-то кому-то доказывать. Мне нравится погружаться на затонувшие корабли, в пещеры. Исследовать море. Но тратить пять часов на декомпрессию — не знаю, захочу ли я еще раз нырнуть так глубоко».

Но сложнее всего было Марио — он все это время был на яхте и не знал, что там под водой, а только смотрел на эхолот и думал: глубоко, конечно, но следующий раз, наверное, стоит поменяться с Файселом местами. Все лучше, чем ждать пять часов.