Неиссякаемый юмор и забота об учениках: Елену Образцову вспоминают в родном Петербурге

13.01.2015, 14:49

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Коллеги и друзья рассказали НТВ, какой им запомнится легендарная оперная певица, родившаяся на берегах Невы и получившая образование в консерватории на Театральной площади.

Лучшей в мире Кармен Елену Образцову признали еще 40 лет назад. Ее меццо-сопрано в этой партии оказалось весьма убедительным даже для темпераментных испанцев. Свободолюбивая цыганка в исполнении Елены Васильевны надолго стала визитной карточкой певицы на лучших оперных площадках. Специально для Образцовой «Кармен» ставили даже в Венской опере.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, Образцова всегда говорила, что успех ей дан свыше за те лишения, которые она перенесла в блокадном детстве. Воспоминания о жизни в доме на улице Маяковского были настолько яркими, что певица, даже переехав в Москву, старалась часто бывать на родной улице. И никогда не забывала, что именно Ленинград и ленинградская консерватория стали первой ступенью к мировой славе.

Ирина Богачёва, однокурсница Елены Образцовой, народная артистка СССР: «Большие артисты — это, прежде всего, энергия, которую они несут в зал, в жизнь, на сцену. И она всем этим обладала. Даже если что-то у нее не получалось, она всегда была на высоте».

Первые награды и за рубежом, и в СССР Образцова получила, еще будучи студенткой. И по праву была приглашена в труппу Большого театра. Тогдашний всесильный министр культуры Екатерина Фурцева предлагала певице стажировку в Италии.

Образцова не поехала. Но спустя годы, по ее собственному признанию, выступая в Ла Скала, ловила за кулисами каждую ноту в исполнении оперных звезд. Ее Хозе были и Пласидо Доминго, и Владимир Атлантов.

Елена Образцова, народная артистка СССР: «Партнеры были во всем мире одинаковые. Как я говорю, мы ездили одной большой футбольной командой. Были одни и те же певцы, потому что нас везде приглашали, во все театры мира».

В начале 80-х годов Елена Образцова одновременно исполнила партию Сантуцци и в опере «Сельская честь» на сцене Ла Скала и в одноименном фильме Франко Дзеффирелли. Позже режиссер писал: «В моей жизни были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая прямо на съемках сотворила чудо».

Работая в Михайловском художественным руководителем оперной труппы, она была сверхтребовательна к певцам, но не высокомерна. Находясь на одной сцене с Образцовой, начинающие артисты забывали о ее титулах и помнили только о таланте, который помогал им подниматься на совершенно другую ступень.

Мария Литке, солистка Михайловского театра: «Она всегда была с большим чувством юмора, она всегда рассказывала анекдоты. Это всех настраивало. Она сбивала градус лишнего волнения. Конечно, мы все ее очень сильно любили за простоту, ласковость, нежность. Забыть этого невозможно».

В театре, с которым Елена Васильевна продолжала сотрудничать в должности советника, за ней оставалась и партия Графини в «Пиковой даме». Все надеялись на ее скорейшее выздоровление. Однако юбилейный вечер, проведенный в Большом театре, стал для певицы последним выходом на оперную сцену.

Новости по теме

Читайте также