Нина Андреева не поступилась принципами

13.03.2008, 18:11

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполнилось 20 лет с момента опубликования газетной статьи ленинградского преподавателя, расколовшей общество времен перестройки.

«Не могу поступаться принципами». В марте 1988 года открытое письмо никому до этого не известного преподавателя из Ленинграда, опубликованное на страницах «Советской России», раскололо общество.

Позже выступление в печати Нины Адреевой назовут антиперестроечным манифестом и даже моментом идеологической кульминации. Верна ли сегодня Нина Андреева тем самым принципам, выяснил корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

В гости к Нине Андреевой каждый заходит не без душевного трепета. Несгибаемая коммунистка известна своим характером. Первые фразы в интервью — все об одном. Март 88 года навсегда изменил скромного ленинградского преподавателя.

Нина Андреева, коммунист: «Очень тяжело было. Дураки окружали, по-другому не скажу. Некоторые дамы кричали: „Андреева идет, большевичка!“ Я им говорила „поживем — увидим“».

В 1988 статья в «Советской России» расколола общество. То время — это разгар перестройки, многотысячные митинги на площадях. СССР по-прежнему кажется нерушимым. Но всем понятно: это уже другая страна.

Статья, призывающая к возврату в революционный 1917 год, для многих стала холодным душем. Опубликованная в партийной газете публикация заставляла задуматься: может, это первая ласточка изменения курса партии и настоящие авторы там, в Кремле?

Тогда, в 88-м на этот вопрос Нина Андреева ответил так. Идея написать статью пришла к ней в петергофских парках. Прогуливаясь по аллеям, молодой преподаватель Андреева много спорила со студентами. Говорили все больше об одном: так ли верно всесильное учение Ленина-Сталина. И чтобы дать ответ студентам, а заодно всем скептикам, Андреева и написала знаменитое «Не могу поступаться принципами».

В Технологическом университете Нину Андрееву и сейчас помнят многие. В 88-м она работала на кафедре физической химии. Сейчас бывшие коллеги говорят: возможно, идею статьи подсказал муж Андреевой. Он преподавал как раз марксистско-ленинскую философию. А может, все шло от проблем, которые были у Андреевой в институте.

Александр Слободов, заведующий кафедрой физической химии: «Насколько я слышал (это объективная информация) у Нины Александровны до этого было много внутриинститутских разборов, в которых она участвовала. Были анонимки и прочее. Поэтому народ был не очень удивлен этому».

О ней писали журнал «Тайм» и «Нью-Йорк Таймс», о ней говорили даже «вражеские голоса». Письма шли тысячами. Многие Андреева хранит до сих пор. Статью в «Советской России» обсуждали на Политбюро.

Александр Яковлев с согласия Горбачёва тогда настоял: публикацию нужно осудить. И тем самым партийное руководство сделало окончательный выбор в пользу перестройки. Нина Андреева сейчас уже понимает: тогда, в 88-м, ее статью просто использовали в борьбе партийных кланов.

Нина Андреева, коммунист: «Потом мне товарищи из „Советской России“ сказали, что это писал Яковлев. Это теперь общеизвестный факт. Да, он ее использовал для того, чтобы уничтожить в зародыше, чтобы никто не смел вылезать с этой темой в печать».

Когда на кухне Нина Андреева готовит чай, она очень похожа на обычную бабушку из хрущёвки, в меру экономную и ругающую режим. Но это обманчивое впечатление. Принципами Нина Андреева так и не поступилась. Сейчас она возглавляет партию с говорящим названием ВКПБ. И даже на кухне все разговоры о тактике революционной борьбы.

Нина Андреева, коммунист: «Мы работаем с ними со всеми. Потому что работать надо не пальцами в растопырку, а надо работать, сжавшись в кулак. Поэтому мы стоим за объединение в действиях».

Единственные, с кем объединяться Андреева не хочет, — это КПРФ. В терминологии Андреевой они оппортунисты и приспособленцы. Городские коммунисты и сами не готовы к сотрудничеству. Статья в «Советской России», конечно, событие знаковое, но это уже прошлое. Такова позиция партии.

Владимир Фёдоров, лидер партии КПРФ в Санкт-Петербурге: «Там же многие вещи не расписаны, которые мы сейчас получили. Там ничего не говориться о межнациональных конфликтах, то, что будет раздирать страну, то, что развалит СССР. Это было первое обращение. Мол, задумайтесь люди, к чему это приведет».

Нина Андреева, как и в 88-м, сейчас живет в однокомнатной хрущёвке общей площадью 30 квадратных метров. Несколько лет назад ее еще можно было встретить на ноябрьских демонстрациях.

Сейчас она все больше дома. Работает над книгами, переписывается с соратниками, смотрит видео своих прошлых выступлений. Партийная жизнь для Нины Андреевой теперь — единственное, что помогает не чувствовать себя одинокой.

Читайте также