Тайны «Больших гонок»: корреспондент НТВ изучил киномаршрут от Нью-Йорка до Петербурга

30.12.2014, 20:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские поклонники культовой американской комедии «Большие гонки» отмечают полувековой юбилей картины.

К советскому прокату дубляж ленты выполнили актеры «Ленфильма». А знатоки припомнят, что реальный маршрут исторической автогонки, которая легла в основу сюжета, проходил через Дальний Восток, Сибирь и Петербург.

Кстати, именно в пригороде российской столицы в 1908 году один из экипажей попал в серьезную аварию — столкнулся с конной повозкой. В результате иностранные участники пробега — виновники ДТП — угодили на три дня за решетку.

Сюжет приключенческого фильма «Большие гонки» был списан голливудскими сценаристами с реальных исторических событий.

Так, трансконтинентальный заезд на автомобилях в 1908 году по маршруту Нью-Йорк — Париж стартовал именно на Таймс-сквер. Площади на пересечении 7-й Авеню и Бродвея, которую считают символом города и и знаковым ориентиром.

Площадь так назвали после того, как в одном из зданий появилась редакция газеты «Нью-Йорк Таймс». Там под Новый год ежегодно устанавливают знаменитый хрустальный шар. 1908-й американцы впервые встретили под новым символом праздника. Кстати, среди стартовавших участников действительно был журналист из той самой «Нью-Йорк Таймс». На редком фото в песцовом воротнике и светлой шляпе — корреспондент газеты Джордж Макадам. В фильме в роли репортера — мисс Дюбуа, которая борется за права женщин, в том числе и за право сидеть за рулем.

Маршрут реальных гонок пролегал через Чикаго. Далее большая часть участников отплыла в Японию через Калифорнию. Лидер гонок — Томас по прозвищу Летун был погружен на пароход в Сиэтле, чтобы прибыть на Аляску и далее преодолеть Берингов пролив по льду. Идея бредовая даже для современных машин. Правда, пролив в тот год так и не замерз. И авторы фильма не смогли обойти эту деталь. По дороге на российскую Чукотку жанр просто диктовал встречу с белым медведем и неприятности на таящей льдине.

Кстати, большая часть приключений с участниками настоящей гонки все-таки случилась, но уже не на Диком Западе, а в Сибири. Длинный путь в Россию пролегал через Дальний Восток. На транссибирской магистрали произошел настоящий комедийный эпизод — экипаж лидера гонки Летуна въехал в тоннель. С другой стороны прогудел паровоз. Съехать было некуда и пришлось сдавать задним ходом.

Как ни странно, но кроме ожидаемых поломок на бездорожье особых проблем у участников не было. Машины проехали несколько тысяч километров, переправившись через Байкал и побывав в Иркутске и Омске. Правда, немецкой команде Protos пришлось поменять покрышку. Но за прибытие в Москву первым экипаж получил приз Российского императорского автоклуба, эквивалентный тысяче долларов. А вот у другого участника возникли проблемы посерьезнее.

Под Петербургом машина итальянцев Zuest протаранил повозку, погиб извозчик. Экипаж три дня продержали за решеткой. В фильме эти приключения на российской территории перенесли в европейскую страну. А прибытие гонщиков в столицу империи заменили одним эпизодом: в Тобольске героев встречают сумрачные бородатые мужики. А Мэгги Дюбуа обращается к ним по-русски.

Натали Вуд, сыгравшей Дюбуа, специально учить язык не пришлось. Настоящая фамилия актрисы Захарова — дочь русских эмигрантов называли Русской королевой Голливуда. Сохранились кадры, как на киностудии Warner Brothers готовили эпизод с заснеженной Сибирью и тщательно клеили окладистые бороды. Напрасно старались: в советском прокате этих кадров так и не увидели. Уже намного позже их специально вставляли для телепоказа.

Подлинные и выдуманные маршруты, а также события «Большой гонки» по обе стороны океана искал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Читайте также