Темные шахты, голод и избиения дубиной: освобожденные рассказали об ужасах плена

27.12.2014, 08:47

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Еще пятеро пленных украинских силовиков, которые накануне не успели приехать из Луганска в Донецк, сегодня будут переданы Киеву в рамках самого крупного за все время конфликта на юго-востоке обмена пленными. Передача прошла по формуле «222 на 150». При этом пятеро нацгвардейцев возвращаться на родину отказались. Власти ДНР уже обещали помочь им с жильем и работой.

Нейтральная полоса недалеко от Авдеевки, отделенная от позиций украинских силовиков всего парой сотен метров. Под усиленной охраной спецназа СБУ к месту обмена подъехала целая колонна автобусов с пленными.

Как передает корреспондент НТВ Евгений Голованов, за все время противостояния на юго-востоке это самый массовый обмен военнопленными. Если раньше меняли десятки с каждой стороны, то на этот раз 222 ополченца передали взамен на 150 украинских силовиков. Обмен, конечно, неравноценный, но после длительных переговоров стороны пошли друг другу на уступки.

Первыми передали ополченцев. Многие из них сильно истощены, некоторые сами идти не в силах. Они провели в украинском плену по полгода, на руках до сих пор видны следы от пластиковых наручников, а то и вовсе металлические браслеты, которые впопыхах не успели снять конвоиры.

Бывший пленный: «Они не снимаются, не смогли открыть».

Вадима Степаненко шесть дней держали в лифтовой шахте без света и еды.

Вадим Степаненко, бывший пленный: «Меня избивали дубиной, руками, ногами, водой заливали через простыню».

Нескольких человек привезли в машине скорой помощи. Одни с огнестрельными ранениями, полученными еще в бою, другие с тяжелыми травмами после общения со следователями СБУ.

Бывший пленный: «В голову били много раз, инсульт случился после избиения».

Большинство освобожденных не имеют отношения к ополчению. Некоторых арестовали лишь за участие в митингах и открытую критику киевских властей. Евгений — журналист оппозиционного издания Одессы, его обвинили в создании террористической группы.

Евгений Анохин, журналист: «Все неугодные журналисты и другие граждане, которые хотят высказать свою позицию, свободой слова пользуются, подвергаются таким гонениям, как я».

Их семьи остались на территории Украины. Вернуться к ним они смогут нескоро, иначе снова будут арестованы. Среди украинских пленных и нацгвардецы батальона «Донбасс», и кадровые военные. Многие попали на фронт во время мобилизации. Выбирать не приходилось: либо служба, либо тюрьма.

Андрей Шпигель, заместитель начальника военной полиции ДНР: «Большинство из этих людей насильно пригнаны туда. Я увидел мужчину, которому было 60 лет. Я спросил: отец, ты куда? Его слова были: я не сам. Те, кто не хотят и имеют шанс вернуться, они уходят оттуда».

После плена вновь браться за оружие у них уже нет желания.

Валентин Раевский, военнопленный: «Обращались со мной по-человечески. Не били, не обижали, кормили».

Дарья Морозова, уполномоченный по правам человека ДНР: «У нас содержался мальчик в Снежном, ему грозила ампутация руки, но наши врачи смогли все-таки вылечить его, руку спасли. Причем даже его командиры непосредственные звонили, благодарили».

Пятеро плененных украинских солдат решили не возвращаться на Украину. Алексей — один из них. В плен сдался добровольно, отказавшись участвовать в войне.

Алексей, военнопленный: «Считаю, что большинство тех, кто в плену, не хочет воевать. Большинство из тех, с кем я сидел, не считают жителей юго-востока врагами».

После этого обмена пленных украинских солдат на территории Донецкой республики больше не осталось. Сегодня передадут еще нескольких человек из Луганска, а освобожденных ополченцев в первую очередь накормят, после чего дадут отоспаться в человеческих условиях после долгих месяцев в плену.

Связанные новости

Читайте также