Для «Золотого петушка» в Мариинском-2 создали сказочный занавес

25.12.2014, 20:38

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Небылицу для детей и взрослых представляют в Мариинском-2.

На второй сцене Мариинки готовятся к премьере оперы «Золотой петушок». При всех технических новшествах спектакль получился классическим по духу и сказочным по оформлению. Любопытна и личность постановщика. Для нее это дебют в музыкальном театре.

Анна Матисон закончила ВГИК, работала в качестве сценариста и кинорежиссера, в том числе и в жанре документалистики. Сама она о новом опыте говорит так: «Моя опера без купюр, а образ персонажей собирательный. Поэтому любые совпадения случайны».

Корреспондент НТВ Павел Рыжков наблюдал за последними приготовлениями перед премьерой.

Во время антрактов за кулисами — максимальное количество перемещений сценического оборудования по вертикали и по горизонтали. На большой фуре установщики декораций смонтировали царство Шамаханской царицы.

Анна Матисон, режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам: «Мне хотелось вытащить максимально сказочный мир, который я помню с детства. В шесть лет я читала эту сказку. Как я себе представляла царство Шамаханской царицы, как это все красиво. Для детей так это и должно быть».

Анна Матисон, наверное, впервые в истории постановок «Золотого петушка» выступила сразу в трех ипостасях: режиссера, художника-постановщика и дизайнера костюмов. Дебютантке приходилось на репетиции буквально разрываться на части, нужно было отрепетировать танцы девушек в сцене с Шамаханской царицей и дать последние наставления костюмерам и реквизиторам.

Для этой сказки бутафоры сделали просто сказочный реквизит: увеличенные леденцы, большие цветы, которых в природе не существует, скипетр и несколько утрированную державу. Одним из необычных элементов сценографии Матисон стали купола храмов обеих столиц — храма Василия Блаженного и Спаса на крови.

Как утверждает Матисон, такое оформление диктует прежде всего сказочная музыка Римского-Корсакова. Хотя еще недавно в Мариинке «Золотой петушок» шел в стиле театра кабуки. Так услышал русскую оперу японский режиссер Ичикава. Это была совместная постановка с парижским театром «Шатле».

Кирилл Серебрянников царя Додона вообще посадил в Госдуму. В этой трактовке главный образ — огромный калейдоскоп, который, переливаясь световыми эффектами, дает дополнительный импульс происходящему на сцене.

Шамаханскую царицу тоже нашли в Тридевятом царстве. Аида Гарифулина, хорошо знакомая зрителям Мариинского театра, является звездой венской «Штадтс-оперы». Кроме того, обладательница лирического сопрано училась в консерватории столицы Австрии. Где, к сожалению, оперы Римского-Корсакова разучивать не принято.

Но все-таки хорошая европейская школа плюс мама-музыкант дали возможность пропеть сложнейший мелодический рисунок партии. Кроме того, протяженность всех арий Шамаханской более 40 минут. Конечно, учитывая количество репетиций, до премьеры Гарифулина пела не в полный голос.

Аида Гарифулина, исполнительница партии Шамаханской царицы: «Здесь должна быть более мелкая техника. Пропевая все колоратуры, связки нельзя расширять. Здесь вокал немного другой. К этому можно приспособиться, имея хорошего педагога и терпение».

Специально для премьеры «Золотого петушка» в лучших традициях российской постановочной школы был создан занавес. Звезды и луна, сделанные из бутафорского стекла в лучах новейшего театрального света Мариинки-2, засверкали в тысячи каратов крупных бриллиантов. Настраивая зрителей на погружение в мир оперы-небылицы с Тридевятым царством.

Читайте также