В Петербурге осовременили «Ромео и Джульетту», превратив балет в неоклассику

18.12.2014, 19:59

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Театр балета имени Якобсона представит на сцене БДТ новую версию трагедию Шекспира.

Спектакль коллектив покажет 19 декабря на сцене Большого драматического театра. Авторы пошли на риск, представив новое прочтение классики в стиле модерн. Кроме того, в создании балета был задействован режиссер-постановщик, что случается крайне редко.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на репетиции.

Теперь в петербургской версии балета «Ромео и Джульетта» по-новому решен танец рыцарей, или как его называют марш Монтекки и Капулетти. Авторы постановки постарались уйти от академичной и очень знакомой всем танцовщикам хореографии Леонида Лавровского, что оказалось совсем не просто. Особенно для тех, кто не только видел, но и сам танцевал в знаменитом спектакле.

Антон Пимонов, хореограф: «Самое сложное было уйти от Лавровского, потому что он у нас у всех на глазах. Все его танцевали. Так как я сам работаю в Мариинском театре, был занят в этом спектакле и больше всего видел этот спектакль. И я старался уйти от этого рисунка, этих мизансцен и вслушаться по-своему в музыку Прокофьева».

Художественный руководитель театра балета имени Леонида Якобсона, в прошлом сам премьер Мариинки Адриан Фадеев сделал ставку на молодого хореографа Антона Пимонова. У него современный танец соединяет всю концепцию балета и даже становится частью сюжетной линии.

В этой постановке как два непримиримых клана сойдутся два направления в танце — модерн и классика. Перед зрителями на одной сцене предстанут театры Capulet Classic Ballet Theatre и Montague Modern Dance Theatre. Причем, как и в традиционной версии «Ромео и Джульетты», конфликт и любовь будут развиваться под вечную музыку Прокофьева.

Столь новаторская идея принадлежит режиссеру Игорю Коняеву. Здесь борьбу равноуважаемых семейств Вероны он заключил во внутритеатральный конфликт. Художник Вячеслав Окунев придал неординарной режиссерской концепции эстетическое решение.

Появление в балете режиссера-постановщика случай, может, редкий, но не исключительный. Особенно в Петербурге. В 70-е годы в Малеготе много шума наделала постановка «Ярославна». Тогда в паре с хореографом Олегом Виноградовым работал такой мэтр оперной и драматической сцены, как Юрий Любимов.

Не говоря уже о том, что в мире никто не повторил опыт телебалетов Александра Белинского. Собственно, и рождение в 1940 году знаменитого спектакля «Ромео и Джульетта» в Кировском театре тоже не обошлось без помощи такого гения режиссуры как Сергей Радлов. Он вместе с Лавровским и Прокофьевым был автором либретто.

Игорь Коняев, режиссер-постановщик балета «Ромео и Джульетта», автор либретто: «Давайте будем честными Прокофьев самостоятельно ничего не сочинял. Был Сергей Радлов, блистательный режиссер, который так или иначе помогал ему и Лавровскому выстроить музыкальную и хореографическую драматургию».

Теперь в современной версии драку прерывает не герцог, а полицейский. Кроме того, балерины Монтекки, исполняющие модерн, в отличие от классических Капулетти, танцуют без пуантов.

Алла Бочарова, исполнительница партии Джульетты: «Есть дуэты и без пуантов, и в мягкой обуви. Это все вследствие того, что меня переманивают».
Максим Зюзин, исполнитель партии Ромео: «Это все любовь. Девушки танцуют и в пуантах, и без пуантов, и в джазовках. Всяко».

Самое романтическое адажио советского балета несколько видоизменилось, но, как и прежде, должно передать эмоции влюбленных в сцене на балконе.

Адриан Фадеев, художественный руководитель театра балета им. Л. Якобсона, заслуженный артист России: «В мире мало ставится полноценных сюжетных спектаклей. Постановщики работают в основном в малой форме. В мире масса балетмейстеров, очень талантливо сплетающих человеческие тела, а рассказать историю это очень сложно».

Публика по-прежнему любит сюжетные спектакли. А вот театры вместе с хореографами предпочитают не рисковать с поиском абсолютно новых решений в крупных формах. Для театра балета имени Леонида Якобсона это еще и дань памяти основателю коллектива, который радикально изменил отечественную хореографию. Конфликт в «Ромео и Джульетте» — это и его борьба за неоклассику.

Читайте также