Музей Берна приютил скандальную коллекцию картин арт-дилера Третьего рейха Гурлитта

24.11.2014, 20:55

Видео программы «Сегодня»

Художественный музей швейцарского Берна до последнего отказывался принимать в подарок уникальную коллекцию полотен.

Сегодня Художественный музей Берна объявил о «непростом для себя» решении принять обширную коллекцию шедевров европейского модернизма. Картины завещал музею немецкий коллекционер Корнелиус Гурлитт, однако в Берне не спешили соглашаться на щедрый подарок.

Дело в том, что коллекцию из 1600 шедевров, включая работы Пикассо, Моне и Ренуара, во время Второй мировой собрал отец Гурлитта, искусствовед, входивший в число доверенных арт-дилеров Третьего рейха и занимавшийся конфискацией картин у евреев. После долгих раздумий Бернский музей согласился принять шедевры. Но только «на время». Большинство картин, конфискованных у законных владельцев, теперь начнут возвращать потомкам.

Как отмечает корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, эти картины Гурлитт-младший, по его словам, ценил больше жизни. Он умер этой весной, оставив вместе с завещанием гору этических и юридических проблем.

Винфрид Баусбак, министр юстиции Земли Бавария: «Во-первых, специальная комиссия экспертов продолжит устанавливать происхождение картин. Во-вторых, полотна, прошлое которых уже вызвало подозрения, будут выставлены в Интернете. В-третьих, претенденты на них могут обратиться к федеральным властям Германии, которые примут решение о реституции, обязательное для выполнения музеем Берна».

Свои картины Гурлитт прятал в доме в Зальцбурге и в мюнхенской квартире, замаскированной под овощной склад. Экспертиза сокровища из полутора тысяч полотен затянулась на год. Сенсационную находку специалисты разбили на несколько групп. Так, свыше 400 шедевров собрания оказались изъятыми из нацистских музеев как искусство, объявленное Гитлером дегенеративным. Их в Берне примут, чтобы затем предоставлять во временное хранение музеям, которым прежде работы принадлежали.

Происхождение 500 картин вызвало главные подозрения. Их Гурлитт-старший на службе у Третьего рейха, видимо, покупал за бесценок или же вымогал у еврейских коллекционеров, которых ссылали в лагеря. Если потомки вдруг не объявятся, музей обещает избавиться от чужого наследства к 2020 году. Наконец, прошлое еще 300 работ до сих пор вообще остается загадкой.

При этом кузина покойного Гурлитта требует вернуть все полотна его семье, а не их законным владельцам, ибо врачи и психиатры заявили, что в момент подписания завещания 80-летний затворник-коллекционер был якобы недееспособен.

Подробности — в репортаже НТВ.

Читайте также