Париж придумал «скандальное» объяснение истории с российскими моряками и «Мистралем»

18.11.2014, 20:01

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

В российско-французскую историю с вертолетоносцами «Мистраль» добавился еще один неприятный эпизод.

Все началось со статьи в крупнейшей региональной газете Франции Ouest France. В материале утверждалось, что российским морякам запретили подниматься на борт первого вертолетоносца «Владивосток».

Спустя сутки после публикации, которую проигнорировало Министерство обороны Франции, на специализированном морском сайте появилась фотография, на которой видно, что российских специалистов все-таки допустили на борт «Мистраля». И тут же со своим комментарием выступило министерство иностранных дел.

Ромэн Надаль, официальный представитель МИД Франции: «Российские моряки, насколько мне известно, по-прежнему проходят в Сен-Назере подготовку по управлению кораблями класса „Мистраль“. Ни о каком запрете для российских моряков нам не известно».

Более того, представители и министерства обороны, и министерства иностранных дел не нашли ничего лучшего, как объяснить факт подобной публикации исключительно ее скандальностью. Дескать, Ouest France, у которой падают тиражи, таким образом пытается улучшить свое финансовое положение.

А ситуация с поставкой первого «Мистраля» России не просто скандальная, а уникальная с точки зрения международного права. Еще летом все шло по плану. Именно тогда в Сен-Назер для участия в ходовых испытаниях прибыли 400 российских специалистов. Работы, правда, были задержаны на несколько дней. Руководители проекта объясняли это исключительно техническими проблемами, власти говорили, что никакого политического контекста нет, а местное телевидение демонстрировало кадры, как моряки с российского учебного корабля «Смольный» проводят время на верфи в ожидании испытаний.

Ситуация изменилась в начале сентября. Когда ходовые испытания шли полным ходом, руководство страны заявило о приостановке передачи корабля и замораживании контракта до ноября. Международный скандал уже зрел. Россия грозила многомиллионным штрафом, Франция по-прежнему колебалась. В какой-то момент была даже названа дата торжественной передачи корабля — 14 ноября. Позже премьер-министр Мануэль Вальс опроверг данную информацию, заявив, что «условия для передачи вертолетоносца России пока не сложились». Одновременно с этим работника руководства верфи, неосмотрительно направившего приглашение российским партнерам, уволили.

Теперь решение по «Мистралям» — в прерогативе исключительно верховного главнокомандующего страны, а именно — президента Франсуа Олланда.

Франсуа Фийон, в 2007–2012 гг. премьер-министр Франции: «Президент Франсуа Олланд совершенно обоснованно заявил, что как верховный главнокомандующий он примет в данном вопросе решение самостоятельно. Он глава государства и обязан защищать интересы Франции и ни в коем случае не должен поддаваться давлению со стороны и тем более каким-то провокациям».

Бывший премьер-министр Франсуа Фийон, который и стоял у истоков контракта по «Мистралям», а теперь является одним из реальных претендентов на президентское кресло в 2017 году, все-таки оставляет Олланду место для маневра.

Еще дальше идет восходящая звезда французской политики Марион Марешаль-Ле Пен. Депутат парламента, племянница лидера «Национального фронта» и вовсе предлагает Франции выйти из состава НАТО, поскольку членство в этом альянсе не соответствует подлинным интересам страны.

Марешаль-Ле Пен, депутат Национального собрания Франции: «Франция изменяет своему слову, не осуществляя поставку „Мистралей“ России. Мы унижаем россиян, отказываясь выдать им корабль, построенный по их заказу».

Но главное, в этой истории другое. Балансируя между давлением Соединенных штатов и многомиллионными штрафами со стороны России, в случае срыва контракта, Франция, сама того не желая, оказалась чуть ли не единственной страной Евросоюза, которой реально придется расплачиваться за противоборство с Москвой.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также