Культурный аншлаг: грузины приняли «Приют комедианта» с восторгом

17.11.2014, 19:56

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На международном фестивале искусств в Тбилиси театральный коллектив с берегов Невы подарил три вечера классических спектаклей. Билеты были распроданы всего за два часа.

Сегодня актеры театра «Приют комедианта» из Петербурга дают последнее представление на сцене театра имени Михаила Туманишвили в Тбилиси. Всего на гастроли в Закавказье в рамках петербургских театральных сезонов отправились три коллектива из Северной столицы. Цель поездки — не только познакомить грузинского зрителя с российскими постановками, но и провести встречи делегаций двух стран.

Об официальной и неформальной части гастролей — репортаж корреспондента НТВ Антона Зыкова.

На то, чтобы и Грузию посмотреть, и спектакль показать, у театра «Приют комедианта» всего три дня. Вечер после прилета в Тбилиси актеры посвящают отдыху и прогулкам по городу. А на следующее утро, не успев позавтракать, уже спешат на репетицию. За несколько часов до премьеры нужно прогнать трехчасовую постановку и, главное, привыкнуть к сцене театра имени Михаила Туманишвили.

Походная гримерка представляет собой общую комнату, разделенную только ширмами. Здесь же находятся личные вещи в чемоданах. А вот костюмы привозят за несколько дней до труппы в специальных железных кофрах. Так они не помнутся и проще переживут длительный переезд.

Во время генерального прогона режиссер Григорий Дитятковский то следит за действием из зала, то присоединяется к коллегам на сцене. Все идет по плану, но на лицах актеров, как и организаторов, читается сильное волнение. Все-таки сложно выступать на родине великого Товстоногова. За девять лет существования фестиваля петербургским театрам еще не приходилось играть в Грузии перед искушенной публикой.

Кети Долидзе, художественный руководитель международного фестиваля искусств имени Михаила Туманишвили «Подарок»: «Еще одно подтверждение, что между нами никогда не были прерваны и не могут быть прерваны культурные связи. Этот фестиваль уже все доказал. У нас был Вахтанговский театр, мы принимали в начале фестиваля Юрия Крымова. В конце фестиваля будет Андрон Кончаловский. И вот такая жемчужина — пять спектаклей из Петербурга».

Билеты раскупили за первые два часа. Желающих посмотреть классического «Пигмалиона» почти вдвое больше, чем мест в зале. Люди даже стоят в проходах. Приходится брать дополнительные стулья и освобождать актерам выход на сцену. А дальше гаснет свет, и аудитория погружается в атмосферу Англии викторианской эпохи.

Кроме рабочего стола и перил, из декораций только стеклянные пластины, они же стены или зеркала, и черный куб, который то становится портиком церкви, то балконом в доме профессора Хиггинса. Зрителям приходится фантазировать, чтобы понять задумку режиссера.

Зрители в восторге. А на лицах актеров после трех часов почти беспрерывной работы вместо усталости улыбка и даже удивление. Кажется, к такой реакции зала никто не был готов.

Владимир Селезнёв, заслуженный артист России, исполнитель роли профессора Хиггинса: «Какие-то временные перемещения и погодные условия помогло преодолеть желание увидеть совершенно неожиданного зрителя».

Григорий Дитятковский, режиссер-постановщик спектакля «Пигмалион», исполнитель роли полковника Пикеринга: «Мы очень боялись. Раньше даже, когда мы готовились, нам говорили о синхронном переводе. Но, слава богу, здесь Кети сказала, что здесь люди знают русский язык и придут. Значит, театр — одно из тех малых мест, в которых мы больше близки, чем отдалены друг от друга».

За несколько часов до отправления домой «Приют комедианта» почти в полном составе едет навстречу благословенному месту — в Мцхету. По дороге вспоминают лермонтовского Мцыри. А когда от автобуса поднимаются к монастырю Джвари и смотровой площадке, впечатления юности внезапно оживают.

Дарина Дружина, актриса театра «Приют комедианта», исполнительница роли Элизы Дулитл: «Огромный, огромный, большой вдох. В детстве ты же читаешь и представляешь эти картинки. И когда они неожиданно в явь превращаются, возникает ощущение замирания сердца».

На лицах «комедиантов» — спокойствие и блаженство. Внизу река Кура соединяется с Арагвой. Ощущение, будто, прогуливаясь, гости слушают пение ветра, а звон колокола ему изредка подпевает.

И, кажется, именно здесь стоял Пушкин, описывая шумную Арагву. Актерам покидать живописные края, конечно, грустно и одновременно легко. Потому что хочется верить, что за несколько дней фестиваля культурные связи между соседними странами вновь наладились благодаря искусству.

Читайте также