В Новосибирске группа реставраторов восстанавливает первый советский реактивный самолет

12.11.2014, 00:11

Видео программы «Анатомия дня»

На чистом энтузиазме пытаются вернуть былой блеск легендарному Ту-104 — первому советскому реактивному лайнеру. Под Новосибирском он остался после аварийной посадки и четыре десятка лет превращался в металлолом.

Мария Карманова по профессии математик, работает в сибирском отделении академии наук, а вечером подрабатывает авиамехаником. В кабине легендарного Ту-104 вообще много что поворачивается и переключается благодаря Марии. Родные авиадетали она вместе с целой командой реставраторов покупает в Интернете, а вот чертежей и схем почти не сохранилось, поэтому приходиться самой просчитывать и додумывать.

Ту-104 постоянно модернизировался. Правда, с автопилотом так до конца и не разобрались, почему-то в этом режиме самолет уходил в штопор. Так что пилоты тащили машину буквально на руках — летчиков брали с атлетической закалкой.

Работы, говорят реставраторы, еще очень много. Но самое сложное, как бы это ни парадоксально звучало, — салон самолета.

Владимир Чеботников, инженер-авиатехник: «На этих самолетах уже стали применять бронирование дверей, потому что появились случае терроризма».

Об одной такой попытке угона Ту-104 в 1973-м стало известно совсем недавно. Пассажир угрожал взорвать бомбу, но героический экипаж посадил самолет в Ленинграде, несмотря на требования преступника лететь в Стокгольм. Местные энтузиасты не исключают, что это тот самый лайнер.

Жаль только, говорит Маша, что самолет-легенду вряд ли кто-то решится снова поднять в небо.

Читайте также