Падение Берлинской стены: немцы вспоминают способы побега из Восточной Германии

09.11.2014, 08:21

Видео программы «Сегодня»

В Германии отмечают особую дату. Прошло ровно 25 лет с момента падения Берлинской стены. Накануне поздно вечером в городе начались торжества, посвященные уничтожению одного из главных символов холодной войны. Там, где четверть века назад стояли бетонные блоки, накануне установили цепь из белых шаров. Сегодня их отпустят в небо. В церемонии примут участие канцлер ФРГ Ангела Меркель и бывший президент Советского Союза Михаил Горбачёв.

Для молодых немцев Берлинская стена — всего лишь символ, а для их отцов и дедов она была препятствием на пути к свободе. В течение долгих лет жители Восточного Берлина пытались пересечь границу. Одним из таких способов были туннели.

У открытого к прошлой круглой дате мемориала Берлинской стены все вновь готово к официальным мероприятиям и визиту Ангелы Меркель. Но детям, родившимся после падения стены, куда интереснее увидеть тихого пенсионера Нойманна.

Йоахим Нойманн, в 1960-х — строитель секретных туннелей под Берлинской стеной: «Здесь на 12-метровой глубине мы прокопали наш туннель. Так осенью 64-го мы смогли переправить на запад 57 человек».

Сто сорок метров по прямой под пограничной зоной. Таких туннелей, как этот, у Йоахима Нойманна и друзей было четыре. Четырежды он, до постройки стены бежавший на запад, рыл под ней коридоры, чтобы с востока вызволить свою невесту, а заодно спасал десятки граждан ГДР, оказавшихся запертыми в своей стране.

Как передает корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, каждый, кто делал этот подкоп под фундамент гэдээровского режима, рыл ради близких и друзей, оставшихся на той стороне.

Йоахим Рудольф: «Я изучал электротехнику и потому занимался проводкой. Каждые 15 метров были развешаны лампы, была налажена телефонная связь. Другие плотничали, делая деревянные сваи, третьи учились на строителей и могли все спроектировать. Каждый вносил свой вклад».

Много позже Йоахим Рудольф увидит, как строят туннели профессионалы, и поразится: он с товарищами-студентами дошел до всего этого сам. До метра в точности измеренные расстояния, помпы для откачки грунтовых вод, система вентиляции, рельсы для вагонеток с землей и тайники в подвалах, куда ее ссыпали. Но главное — строгая конспирация, ведь свет в конце тоннеля должны были увидеть беглецы, а не внедрявшиеся к ним осведомители госбезопасности. Когда настала пора переправлять очередную партию беженцев, Йоахим Нойманн едва не поплатился жизнью.

Йоахим Нойманн: «Я дежурил у выхода из туннеля, спрятанного нами в бывшей туалетной будке. Рядом друзья заметили приближавшихся к нам пограничников ГДР с автоматами. Тогда один из наших, прыгнув в туннель, закричал: опасность! Второй стал из пистолета стрелять в темноту. Карабкаясь под землей, я слышал, как долго длилась пальба. Уже в Западном Берлине мы увидели в новостях, что пограничник погиб».

Гэдээровским телезрителям не сообщат, что застрелили Эгона Шульца впотьмах по ошибке свои же. Именем псевдогероя назовут улицу, где был вырыт туннель, а землекопов вроде Нойманна объявят наймитами Запада.

До постройки стены ежегодно и беспрепятственно из ГДР в ФРГ перебирались сотни тысяч человек, отчего-то не веривших в идеалы социализма. После это были отчаянные единицы, один сценарий безумней другого: попытка пробить стену асфальтоукладчиком, протаранить пограничные ворота паровозом, переплыть Балтику, перелететь на воздушном шаре. По разным оценкам, насчитывалось до двух сотен погибших. Бежать под землей было безопаснее, но в разы труднее.

Пока одни заканчивали рыть внизу, наверху друзья с иностранными паспортами приезжали в Восточный Берлин, чтобы тайком оповестить родных о том, где и когда откроется заветная лазейка.

Эвелина Рудольф, в 1962-м — беженец из Восточного Берлина: «В сентябре 62-го они перебросили ко мне подругу однокурсника моего мужа. От нее я получила время встречи и этот адрес: Шёнхольцер штрассе, 7. Но прежде нам следовало ждать в соседнем баре, пока подруга не даст сигнал: она должна была прийти туда же и купить спички. Это значило, что путь открыт».

В конце пути Эвелину и ее годовалую дочь ждали репортеры NBC, а также родные, свобода и будущий муж, сам не ведавший, что отрыл здесь свою судьбу.

Эвелин Рудольф: «Я влюбилась в него так сильно, что через два года после побега подала на развод, и вышла замуж за Йоахима. Уже сорок с лишним лет мы вместе».

Из них 25 лет вместе и их страна.

Связанные новости

Читайте также