Крымский след: музейщики Царского Села обогатили коллекцию вазой с богатой историей

05.11.2014, 20:15

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Коллекция Царского села пополнилась вазой редкой формы и с оригинальной росписью.

Среди экспонатов петербургского музея-заповедника появилась ценная ваза редкой формы в стиле модерн. Ее нашли на одном из аукционов искусствоведы. Средства для приобретения раритета выделило Министерство культуры. Сотрудники музея Императорского фарфорового завода помогли установить, что ваза была изготовлена для царской семьи. А вот по поводу того, что на ней изображено, возникли разногласия.

В музее фарфора установили: в 1901 году по заказу Александры Фёдоровны изготовили всего два сосуда столь редких очертаний. Продавец раритета выставил его на продажу под названием «Акация». Но в документах, хранящихся в Российском историческом архиве, сам автор художник завода Константин Красовский указал, что в технике надглазурной росписи он изобразил глицинии.

Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царское Село»: «Нас буквально развлекло то, что для создания этой росписи он шесть недель провел в Крыму, в Ливадии, где собирал впечатления».

Красовский с царского позволения в императорской резиденции провел время с пользой для дела. Тогда еще старые ливадийские дворцы утопали в цветах. По сохранившейся хронике 1911 года уже в новом дворце видны великолепные цветники и клумбы. Этот рай на земле, как называли Ливадию, часто посещала императорская семья. На раритетном видео не только Николай II, высшие офицеры, но и Александра Фёдоровна.

Находясь в Ливадийском дворце, Александра Фёдоровна принимала важные решения, связанные с оформлением парадных залов Царского Села. В Крым супруге Николая II привозили эскизы стульев. По утвержденной модели были созданы предметы гарнитура, которые сегодня находятся в овальном зале Александровского дворца.

Напротив понравившегося эскиза императрица ставила крестик. Но вот ваза создавалась хотя и с высочайшего согласия, но, вероятно, без такого контроля. Известно, что любимая Александрой Фёдоровной лиана глициния сиреневая. Есть предположение, что художник, отдохнув и вдохновившись на царской даче, изобразил китайскую глицинию, которая, действительно, желтого цвета. Но, по мнению специалистов крымского музея, на вазе, скорее всего, изображены совсем другие цветы бобовника, соцветия которого можно перепутать с глицинией, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Ирина Фоменко, заместитель директора Ливадийского дворца-музея: «Этот бобовник с царского времени растет в парке. Он очень медленно развивается. И деревца, которые сохранились в Ливадии, тоненькие, невысокие и, на самом деле, они царского времени. И императрица Александра Фёдоровна любовалась на них так же, как и на цветущую глицинию. Период цветения глицинии и бобовника совпадает».

На вазе нет характерного штампа, а значит она никогда не была предметом интерьера Александровского дворца. В отличие от крымских цветов, которые привозили из летней императорской резиденции два раза в неделю литерным поездом. Ливадия и Царское Село снова устанавливают не только разорванные связи, но и историю происхождения предметов. Кстати, после спора о цветах в Ливадийском дворце появились планы по восстановлению тех самых клумб царского периода.

Читайте также